Известно, что ничто так не отбивает желание работать как зарплата. Герой этого сюжета, увы, исключением не являются. Но жалуется он совсем по другому поводу: отработав положенное, своей зарплаты он так и не увидел. Кира Карлович, корреспондент СТВ, пыталась разобраться в трудовом споре.
Дороги и магистрали столицы освещает не только солнце, но и множество фар. На каждые 2,5 человека в Минске приходится по одному автомобилю, а это почти миллион транспортных средств. Сергей Семенов за рулем уже 23 года. За время работы в такси и инструктором по вождению мужчина успел досконально выучить не только ПДД и карту родного города, но и разобраться в психологии водителя.
Сергей Семенов, инструктор по вождению:
Дорога требует повышенной концентрации внимания. И не только — едешь и смотришь свой ряд, ты должен предугадывать, что может быть, что тебе другие люди показывают, в зеркала смотреть. Чтобы адекватно вести себя на дороге – это как в жизни – чуть-чуть открой глаза и посмотри! Если ты видишь, что впереди стоит какая-то гоп-компания, ты понимаешь, что могут быть варианты, и ты уже готовишься. Вот и на дороге, в принципе, все предсказуемо.
Увы, но десятки благодарных учеников и честный труд не сделали из Сергея обеспеченного человека. Автошкола «Стеллар», в которой минчанин работает инструктором по вождению, достаточно статусна в городе и находится в середине рейтинга столичных автошкол. Однако зарплату своим сотрудникам руководство «Стеллар» не платит или задерживает выплаты по многу месяцев. Об этом нам рассказали сразу несколько инструкторов.
Олег Гржелевский, инструктор по вождению:
Моя трудовая деятельность 42 года. Ни в одной организации такого никогда не было по зарплате. Всегда брался кредит в банке, организация рассчитывалась, но зарплата всегда была вовремя.
Сергей Семенов, инструктор по вождению:
Зарплата, например, выбивалась нами последняя 28 октября. И то после 3-дневной забастовки. Люди просто так сюда приходили, стояли и говорили: «На работу не пойдем. Давайте деньги! За июнь, июль, август, сентябрь… Вы должны!».
Оплата труда инструкторов по вождению зависит от количества отработанных часов плюс аренда автомобиля для учеников. В месяц выходит около 4,5 миллионов рублей. Хоть белорусский характер и славятся терпеливостью, обделенные деньгами инструкторы школы «Стеллар» ясно дали руководству понять, что не намерены работать бесплатно. И обратились за помощью в Министерство труда. Многие из них вскоре лишились контракта с работодателем.
Олег Гржелевский, инструктор по вождению:
Для меня было шоком и удивлением, когда я пришел за зарплатой в автошколу и мне сказали, что ее нет. Я уволился 3 месяца назад. Меня попросили написать заявление на увольнение. Возможно, потому что, я могу и ошибаться, я написал коллективную жалобу в инспекцию труда о невыплате заработной плате. Большинство мастеров подписались.
Результатом коллективного бунта стала лишь частичная выплата зарплаты к Новому году. Что до руководства автошколы, заместитель директора Валерий Владимирович не видит большой проблемы в том, что его сотрудникам нечем кормить семьи.
Валерий Степанов, заместитель директора автошколы «Стеллар»:
Зарплата выплачена. На сегодняшний день всем, с кем мы прекращаем договорные отношения, аренда, зарплата будут выплачены
Сергей Семенов, инструктор по вождению:
Вы понимаете, какое может быть моральное состояние у мужчины, который не приносит деньги в семью?!
К сожалению, тема невыплаты зарплаты в Беларуси стоит остро, хоть и обсуждается редко. В ушедшем 2015 году долги предприятий по зарплатам населению превысили 240 млрд рублей. Так как же простой гражданин, экономически зависимый от начальства, может защитить свой кошелек?
Евгений Побережнюк, адвокат:
Если работник видит, что ему не выплачивают своевременно заработную плату, он должен написать официальное обращение нанимателю о принуждении его к выплате работнику заработной платы. Если наниматель никак не реагирует на данное письмо, то нужно обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании денежных средств, то есть о взыскании заработной платы.
В следующем месяце Сергей прекращает работать на компанию. Каким бы приятным ни был коллектив, труд должен быть оплачен. Вероятно, Сергей найдет место в другой автошколе или вернется в такси. В одном мужчина уверен полностью — его жизнь связана с дорогой.
Сергей Семенов, инструктор по вождению:
Самое «вкусное» от работы — это результат. Когда ты видишь неумелого человека, ты даешь ему информацию, он впитывает, он с благодарностью это воспринимает. И в результате получается то, чего он хотел, он добился. На то я и создан, инструктор. Я объясняю как это делать.
А вообще, хороший начальник — это тот, который может работать до седьмого пота... своих подчиненных. Надеемся, начальник войдет в положение нашего героя и выплатит ему зарплату сполна.