Какова роль Иосифа Семашко в истории Православной церкви Беларуси? Рассказал протодиакон Павел Бубнов
В программе «Прикосновение к свету» на СТВ встретились с протодиаконом Павлом Бубновым, преподавателем Минских духовных школ, руководителем лаборатории церковного краеведения.
Олег Лепешенков, заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви:
Теперь каждого, кто приходит в Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь в Гродно встречают два митрополита, владыка Филарет, первый Патриарший экзарх всея Беларуси и митрополит Иосиф Семашко, которого называют объединителем. Какова его роль в истории?
Павел Бубнов, протодиакон, преподаватель Минской духовной семинарии и академии:
Митрополит Иосиф Семашко – это удивительный человек в истории Беларуси, в истории Православной церкви Беларуси. К началу XIX века, некогда большой, насыщенный православной церковной жизнью, благодаря политике Речи Посполитой и конфессиональным конфликтам, практически ничего и не осталось. Униатские храмы, приходские, были очень скромными, бедными, лишенными часто самого необходимого для совершения богослужения. И в целом, можно сказать, что та великая духовная культура, которую завещали своим потомкам преподобная Ефросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, в униатской церкви, которая формально должна была ее сохранять, практически исчезла. И такой духовный и материальный кризис привел лучших представителей униатского духовенства, среди которых был и будущий митрополит Иосиф Семашко, к осознанию того, что самым верным решением является возвращение Православной церкви, воссоединение с ней.
Олег Лепешенков:
Мы видим на памятнике надпись «Отторгнутые насилием», «Воссоединены любовью». О чем она говорит?
Павел Бубнов:
Действительно, любовь своей пастве было характерной чертой личности митрополита Иосифа. И эта любовь проявилась в том, что то важное дело, возвращение униатов православия, которое он задумал и реализовал, он сделал с любовью. Собственно, сама идея и начало реализации Брестской церковной унии, идея привести христиан к единству, на самом деле привела их к еще большему разделению, поскольку де-факто, вместо двух христианских конфессий, появилось три. В целом и общем, как это предсказывал преподобномученник Афанасий игумен Брестский, проект церковной унии стал миной замедленного действия. Мы знаем именно православных пострадавших за непринятие унии. Это в первую очередь святые, это преподобномученник Афанасий игумен Брестский, это преподобный Леонтий архимандрит Виленский. Это большинство из тех, кто к концу XVIII века был униатом, это в первую очередь речь идет о крепостных крестьянах, на территории Беларуси, стали ими отнюдь не по своей воле. Если феодал решал, что православный храм должен стать униатским и, соответственно, выгонял православного священника, принимал униатского, то никто не мог повлиять на его решение на этот выбор, и население Беларуси, когда прошел Полоцкий церковный собор, оно уже действительно приняло православие, возвратилось в Православную церковь и не воспринимало унию как что-то свое, то, к чему нужно вернуться.
Подробности в видео.