Анастасия Макеева, корреспондент:
Мы продолжаем наматывать километры и собирать для вас урожай эмоций. Такой же яркий, как это поле с подсолнухами. Подарим счастливый билет в Буда-Кошелево.
Анастасия Макеева, корреспондент:
Мы продолжаем наматывать километры и собирать для вас урожай эмоций. Такой же яркий, как это поле с подсолнухами. Подарим счастливый билет в Буда-Кошелево.
Рады приветствовать вас на чеботовичской земле, в центре народного творчества. Я приглашаю вас пройти в наш музей.
Белорусская сказка. Этот чудесный дом когда-то был жилым. В 2014-м его выкупили и сделали этномузей. Знакомиться с жизнью предков здесь – одно удовольствие. Все экспонаты – местные-известные. Лукошко традиций.
Елена Шевченко, основатель Чеботовичского центра народного творчества:
У нас расположены соломорезки, кормоизмельчатели. Как говорили, вот ножи, она измельчалась. Потом на фермах стояли такие соломорезки, все это запаривалось горячей водой. Добавлялась мука какая-то, и так кормили коров.
Все у наших прабабушек было символично. Уют и красоту создавали своими руками. Эти инструменты помнят немало умельцев. Знакомимся с предметами быта.
Елена Шевченко:
В основном это собирал муж. У него была давно мечта, чтобы собрать, открыть музей у нас в деревне.
А вот это льномялка. Раньше в доме у женщины была. Лен сюда закладывали и мяли, чесали, вот чесалочки. Видите? Такие вот, с гвоздями.
– Это не гребешок для волос, прошу заметить.
– Нет, чтобы получилась вот такая кудель. И на самопрядочку пряли, и получались такие нитки.
Задолго до умной техники у хозяюшек были свои методы. Роль стиральной машины выполняла жлукта. Бочку без дна ставили на доски, забрасывали все грязное, присыпали древесной золой и заливали горячей водой. Вуаля! Кристальная чистота. Рушнички отбивали на речке пряниками. Жесткий лен становился послушным и чистым.
Елена Шевченко:
Лапти были основной обувью.
– Как в них ходили? Мне кажется, можно было такие мозоли себе натереть…
– Нет, когда они намокают, они мягкие становятся.
– То есть было комфортно, еще и массаж.
Анастасия Макеева:
Буквально про каждый экспонат можно рассказывать часами. Вот, например, при помощи такого инструмента делали ночевки. С такими коробами ходили по полю и засевали зерно, а при помощи такого пресса получали льняное масло. Так что все были сытыми, довольными и очень даже красивыми.
Интересно, что название деревни Чеботовичи пошло от чеботарей, которые шили чеботы на славу. За заветными черевичками приезжали со всех уголков Гомельщины и не только.
Елена Шевченко:
Сапожки румынки назывались. Они из натурального меха сшиты, подбиты не гвоздиками – спичками. Когда в дождливую погоду ходишь, сыро, они разбухают и подошва еще крепче держится, не отклеивалась.
Душевно... Мережки на окнах, картины, вышитые крестиком. Такое ощущение, что вернулся в детство к бабушке. Каждый предмет согревает, как пуховый платок. Встречает дорогих гостей матушка-печка. Кстати, здесь можно отведать белорусских гостинцев. Меню в лучших традициях. Пальчики оближешь!
Анастасия Макеева:
Здесь можно попробовать душистый белый хлеб и испить ароматного чайку на травах. А самое главное – увезти чеботовичские рецепты с собой и радовать близких.
По соседству с кухней – уголок молодых. Стены украшают праздничные рушники, светлые и темные. Зеркальце – мастерства невесты. Как спряла и отбелила, такой и результат.
Елена Шевченко:
Этой колыске почти два века. Она сделана из лыка, коры липы. Она выпарена, выглажена, отшлифована, чтобы детки нигде не поранились, и сшита лыком. Раньше кровати были – это мастера делали. Где-то резные были. Клались доски или шалевка, и наматрасники делались. Наматрасники тоже шились льняные, на лето набивались сеном духмяным. А на зиму все вытряхивали, просушивали, набивали соломой, потому что солома пористая, она держит тепло.
Накрахмаленные подушки, яркие ходники. Хатка – просто загляденье. Лучшая фотозона в стиле фольк. Главное, чтобы костюмчик сидел. В чеботовичский строй входила льняная сорочка с вышивкой, шерстяная юбка в клетку, она же андарак, фартушок и гарузка – цветочный платок из шерстяных нитей. Здесь можно примерить образ барышни-крестьянки и не только. Этот шкаф – находка для стиляг. Модный приговор и привет из разных эпох.
Елена Шевченко:
Это платьице уже где-то 1970-х годов.
– В таких на танцы ходили?
– Да. Вот школьная форма, галстук, как раньше был, фартушок.
– Пока дети готовятся к новому учебному сезону, могут посмотреть, как раньше ходили их родители.
– Вот где-то 1930-1940-е годы, крепдешин такой был.
– Очень даже стильно. И сегодня так можно пойти. Например, туристы захотят сфотографироваться. Разрешаете надеть платье?
– Разрешаем!
– Ух ты!
Горячо! Фасон выбрали – можно и на вячорку, где задавали ритмы гармонисты. Обратите внимание: инструмент ручной работы с деревянными клавишами! Праздник на всю деревню! Особенно на Колядки, Масленку, Купалье и дальше по народному календарю. Музыкальная техника кого-то удивит, а у кого-то пробудит нотки ностальжи.
Елена Шевченко:
Здесь, как видите, были в моде потом радиолы. Вот первый телевизор «Волхов». Ну а это уже 1970-е годы, молодежь ходила с приемниками по улице. Не каждый мог себе позволить купить первоначально и телевизор, и радиолу. Если в деревне кто-то купил телевизор, то соседи, округа там собирались. На полу сидели и все смотрели этот телевизор.
Сувенирка – приятный бонус этноэкспедиции. Расписные тарелки, изысканные украшения, забавные куклята из чулок и синтепона. Подарки – просто космос. Все желающие могут взять уроки у профи, создать ляльку-оберег или игрушку-амигуруми. Творите на радость.
Наталья Паращенко, заведующая Чеботовичским центром народного творчества:
Куколки не шьются иголками, ножницами не режутся, а мотаются только на узлики, ниточки сматываются. Очень легко делаются.
Это куколка-семья, она сделана на дубовом столбике. Это идет как мужчина. А уже мать и детки на мужчине, то есть он несет на себе всю семью как оберег, символ крепкой семьи.
Наталья Гайнудинова, мастер народных художественных промыслов:
Эти игрушки к нам пришли из Японии. Это очень давняя японская техника. Это для тех, кто любит много считать, потому что здесь нужно каждый столбик, каждую петельку посчитать и каждый рядочек в том числе. Техникой этой я начала заниматься ради детей. Я многодетная мама, у меня семеро деток, они все любят игрушки. Туристам тоже очень много расходится игрушек. Мы ездим на выставки разные, на фестивали.
Во дворике – вальс цветов. В центре народного творчества знают толк в красоте и обрядах. На зеленой лужайке расписывают молодых, а зимой колоритное местечко превращается в резиденцию Деда Мороза. Каждый сезон особенный. Наполняйтесь и впечатляйтесь.
Елена Шевченко:
Также мы проводим здесь обряд Стреченья с детками, там палим костер. Выпекаем птичек, потом мы их подкидываем на платочек и зазываем весну с песнями. На Сороки, говорят, должно 40 птиц прилететь. Также проводим Богач, прославляют окончание урожая. Проводится 21 сентября. Это в Чеботовичах тоже престольный праздник.
Вода из белорусского родника излечивает от болезней. Рассказываем, где находится чудесная криничка – читайте далее.