В преддверии празднования одной из самых главных и памятных дат – 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков – на базе Боровлянской средней школы №3 состоялась встреча трёх поколений. Ученики, учителя, ветераны.
В преддверии празднования одной из самых главных и памятных дат – 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков – на базе Боровлянской средней школы №3 состоялась встреча трёх поколений. Ученики, учителя, ветераны.
Чубкова Леонида Казимировна – ребёнок войны. Когда над головой пролетели первые вражеские самолеты, ей было всего пять. О том, как началась война, она знает по рассказам родственников, но как немцы пришли в родную деревню Вишневка – не забудет никогда. Воспоминания остались на всю жизнь, а лица убитых даже снятся по ночам.
Леонида Чубкова, ветеран Великой Отечественной войны:
Там у нас стоял немецкий гарнизон, самые бандиты, резники эти, палили деревни, убивали людей. Людей собаки там рвали.
Она рано стала взрослой. Помнит, что никогда не хныкали и не капризничали – всё понимали. Помнят воздушные налёты и страх на лицах взрослых. Разрушенные дома и игры на развалинах. Позже всех детей из деревни немцы посадили в вагоны и повезли в Германию.
Леонида Чубкова:
Мы попали в немецкий город и там мы жили семь месяцев. А потом нас уже гнали где-то дальше, говорили, вроде бы, туда, где палят людей.
Запахи, звуки и вкус того жестокого времени хорошо помнит и Таисия Тимофеевна Морозова. Девушке было 16, когда враг нарушил покой её семьи. Старшие братья и сестры тут же ушли в партизаны, а Таисия Морозова с подругами копали окопы, таскали тяжёлое оружие, а позже попали в 172-ой отряд и стали прачками.
Таисия Морозова, ветеран Великой Отечественной войны:
Каждой надо 150 штук выстирать, 75 кальсон, 75 гимнастёрок, а вшей сколько было.
Стирала... Через всю войну с корытом в огрубевших от холода руках. Тонны солдатского белья – обычное дело для женщин из банно-прачечных отрядов. Стирали вручную, и в зной и в холод.
Таисия Морозова:
А ноженьки замерзали, стоишь на льду. Бригадирка Наташа Амбросимова, может, уже и не живая, наденет на нас шапки цигейковые, намажет мазью, чтобы мы не обмораживались.
Она также дошла до Берлина, пожертвовала собой и своей красотой, провела тяжёлые годы в ежедневных ручных стирках белья. Их будни были наполнены пусть и другими, но ужасами войны. И победу Таисия Тимофеевна встретила за работой.
И каждый год, когда наступает май, женщины вспоминают всех не вернувшихся и плачут. Одновременно от горя и от радости, что своими глазами могут видеть парад в честь Победы, радоваться внукам и правнукам, и жить под мирным небом.