Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому садику? Советы специалистов
Важным этапом в воспитании ребенка является детский сад. Это основной процесс развития навыков в игровой, учебной и познавательной деятельности. Но, к сожалению, первое время в детском саду некоторым детям приходится нелегко, они сталкиваются со многими трудностями. Как помочь ребенку адаптироваться к новой среде?
Галина Швец, практикующий детский психолог:
Адаптация к детскому саду – это привыкание ребенка к новым условиям. То, что его будут окружать новые люди, длительное время будут окружать сверстники, ребенок будет находиться без родителей. Новое помещение, новые условия, новый режим.
Сама по себе адаптация – дело не из легких, здесь понадобятся время и силы. Процесс включает в себя не только привыкание к новым условиям, но и формирование навыков самообслуживания. А адаптация при этом делится на несколько ключевых этапов.
Галина Швец:
Первый этап – это подготовительный, он начинается задолго до того, как ребенок идет в детский сад. Ребенок учится самостоятельно кушать, самостоятельно посещать туалет.
Александра Баулина, заведующая детским садом № 575 г. Минска:
Уже когда ребенок поступит в детский сад, начинается период адаптации и дезадаптации. Когда дезадаптация, как бы мы ни готовили ребенка, что бы мы ни делали, у ребенка все равно будет стресс. И заключительный этап, компенсирующий. На этом этапе ребенок уже спокойно отпускает родителей.
Когда мы говорим про адаптацию к детскому саду, в первую очередь подразумевается приспособление ребенка к новым условиям, людям и распорядку дня. А для более мягкой и безболезненной адаптации ребенка следует учитывать многие факторы.
Галина Швец:
Прежде всего возраст, его здоровье, насколько родители готовили ребенка к детскому садику. То есть это режим, насколько он может самостоятельно помыть ручки, позаботиться о себе, подойти к взрослым людям, воспитателям. И насколько он готов общаться с детьми, потому что бывают ситуации, когда ребенок идет в детский садик, это его первый опыт общения со сверстниками. Конечно, такого не должно быть. Нужно обязательно готовить ребенка к садику заранее.
Александра Баулина:
Во многих дошкольных учреждениях, и в нашем в частности, организована такая форма работы, как адаптационная площадка «Малышкина школа». Дети с мамами приходят на занятия, занимаются музыкой, поют, играют, рисуют, лепят, плавают в бассейне, тем самым привыкают к помещению, к педагогам и учатся через маму доверять этому детскому саду.
Слезы – это нормальная реакция для детской психики и организма, поэтому важно не убегать от ребенка, а дать ему понять, что родитель его слышит и понимает его переживания.