Фарфоровые чернильницы, деревянные утюги и первые белорусские деньги. Супруги сделали музей антиквариата в квартире
Место встречи изменить нельзя. Приключения в Слониме немыслимы без визита к семье Анищик. Более 40 лет супруги Нина Михайловна и Валерий Петрович собирали раритеты с душой, а потом открыли музей в собственной квартире на улице Брестской. Такого чуда вы еще не видели. Выставка коллекции «Добрые простые вещи» – как письмо в прошлое. Вооружаемся перьевыми ручками, вдохновеньем – и вперед.
Нина Анищик, коллекционер:
Когда я беру в руки вот такую чернильницу, мне всегда представляется картина – Татьяна пишет письмо Онегину: я вам пишу, чего же боле... Я когда ходила в школу, то у нас на каждой парте стояли вот такие чернильницы.
Шиком особым считались чернильницы фарфоровые. Это чернильница-непроливашка, потому что, если там чернила налиты, переворачиваешь ее, а чернила сюда затекает, тут полость.
Собирательство – дело заразительное. Родственники и знакомые активно помогают пополнять банк старины. Здесь согревает каждый экспонат. Фотоаппараты, патефоны, самовары, керосиновые лампы, часы, канделябры. Перечислять можно долго. Отдельная тема – реликвии Первой и Второй мировых войн. Каждый найдет свой интерес, но никто не останется равнодушным к ретро-утюжкам. Более 300 важных персон заняли почетное место на полках. От дерева до электро-. История с огоньком.
Нина Анищик:
В Древнем Китае применяли утюги что-то типа этого. То ли черпачок, кастрюлька с ручкой. Туда или угли раскаленные засыпали, или раскаленный песок, или кипяток даже заливали, а потом расстилали ткань и утюжили.
Это утюги угольные – трубачи. Это фактически печка с трубой.
Это изображение Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя, который был предан анафеме церковью. А что такое анафеме придать? Гореть тебе в геенне огненной.
– Наверное, после выхода такого утюга Лев Толстой принципиально ничего не гладил.
Настоящий клад. Деньги разных времен – золотой хит коллекции. Царские, советские, белорусские, «зайчики» и купоны. Волна ностальжи накроет каждого туриста. Сектор приз на барабане.
Анастасия Макеева, корреспондент:
Это настоящее искусство, царские.
Нина Анищик:
Конечно, деньги Российской империи. Это годовая зарплата квалифицированного рабочего. На эту зарплату рабочий содержал семью, жену, троих, а то и четверых детей. И эти деньги подлежали обмену на золото в любом банке.
– Это отдушина для многих, звериное царство.
– Да, первые белорусские деньги.
– А самый мощный – это зубрик.
– Да, и он дольше всех этих банкнот действовал. Зубр продержался до 1998 года.
Побывать в царстве прошлого легко – достаточно заранее созвониться с хозяевами и договориться на экскурсию. Слушать их рассказы – одно удовольствие.