Евгений Гришковец, писатель, актёр, драматург в программе «Простые вопросы» с Егором Хрусталёвым.
Спектакль «Шёпот сердца» Вы впервые показываете в Минске. Не имел возможности видеть, но слышал аудиоверсию спектакля. Вы там говорите от имени сердца, а это, получается, средний род.
Евгений Гришковец, писатель, актёр, драматург:
Да.
Мне показалось, что, всё-таки, Ваше сердце – капризная дама.
Евгений Гришковец:
Нет. Сердце – совсем не капризное. И в моём варианте – точно не капризное. Но…
Оно не хочет страдать, оно требует: «Не люби. Не болей за футбол». Это вот, знаете, немножко напоминает заботливую жену или маму.
Евгений Гришковец:
Всё правильно.
Ничего: не переживай, не страдай.
Евгений Гришковец:
Никто не хочет страдать. И правильно. Человеческий организм чудесен. Он справляется со всеми вещами, настолько прекрасно устроен. Когда человеку становится слишком плохо, слишком больно – человек теряет сознание. Человеческий организм отключает сознание, чтобы человек не сошёл с ума. Когда человек слишком сильно наслаждается, или слишком сильно радуется, к нему приходит очень быстро усталость, пресыщение. Организм говорит: «Хватит». Организм всё время защищает себя от человека. И сердце, в данном случае, защищается от человека. Но в пользу человека – чтобы человек прожил хорошо. Чтобы человек прожил дольше, рациональнее, спокойнее, прекраснее. Это невыполнимо.
И те требования, которые сердце предоставляет человеку – они невыполнимы, иначе это будет просто не человек, а подонок.
Значит, это – не заботливая жена или мама?
Евгений Гришковец:
Нет. Заботливая жена или мама – это прекрасно. Но это – диктат. А сердце ничего не диктует. Так вот, сердце в спектакле «Шёпот сердца» против того, чтобы человек себя уничтожал.
Евгений Гришковец о москалях, «Шёпоте сердца», Тарковском и Naviband