Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»

Новости Беларуси. Китай много помогает нашей стране и в плане строительства дорог, и создания новых производств, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Беларусь является одной из стран на Шелковом пути, под Минском вот уже шесть лет активно работает и развивается высокотехнологичная международная площадка для ведения бизнеса «Великий камень». Мы встретились с ее руководителем Александром Ярошенко.

Евгений Поболовец, корреспондент:
В мае 2021 года вы будете отмечать шестилетие активной работы «Великого камня». С какими результатами мы подошли к этой дате?

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-1

Александр Ярошенко, глава администрации Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень»:
В настоящее время мы зарегистрировали 68 резидентов из 14 стран. Проект стал международной площадкой. Бизнес Китая и Беларуси, безусловно, является основополагающим для нашего проекта, но и проекты Америки, стран Европы, Израиля, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура. Мы стараемся максимально задействовать наших инвесторов из всех стран.

Евгений Поболовец:
68 инвесторов  это много или мало? Как оценить?

Александр Ярошенко:
Если сравнивать именно за этот период, то количество резидентов возросло более чем в восемь раз. Проект мы начинали, когда было 8 резидентов, сейчас – 68.

Пришли на те компетенции, которых в Республике Беларусь не хватало или вообще не существовало

Самое главное, что эти проекты с высокими технологиями дают возможность нам смотреть в будущее развития экономики страны с оптимизмом и уверенностью, потому что многие проекты, в том числе в области машиностроения, пришли на те компетенции, которых в Республике Беларусь не хватало или вообще не существовало.

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-4

Евгений Поболовец:
Если я вас правильно понимаю, то те производства, которые здесь организуются,  это как локомотивы для всей экономики Беларуси.

Александр Ярошенко:
Несколько примеров. От наших китайских партнеров пришли те заводы, которых у нас не было. В области машиностроения выпуск двигателей для нашего Минского автомобильного завода. Это предприятие вместе с китайской компанией Weichai создали совместное предприятие по выпуску двигателей для нашей большегрузной автомобильной техники. Кстати, не только для Минского автомобильного завода. Раньше такие двигатели покупали в Ярославле, в России. Сейчас этот двигатель производится здесь, он выпускается под экологическим требованием Евро-5, Евро-6. Наши перевозчики были очень удовлетворены тем обстоятельством, что у нас появился большегрузный автомобиль для осуществления транспортных перевозок, в том числе в Европе, с соотношением цены и качества, доступных именно для наших перевозчиков. То есть на равных конкурировать с такими мировыми производителями, как Mercedes и MAN, дает возможность работать в таких условиях.

Второй пример – дочерняя компания корпорации Weichai Fast Gear создала совместное предприятие с Минским автомобильным заводом «Фаст-МАЗ», которое у нас выпускает коробки передач. Таких компетенций у нас не было в принципе. С 2002 года Минский автомобильный завод эти коробки передач у одного из лидеров, подчеркиваю, мировых лидеров по выпуску такой продукции покупал как по импорту. А сейчас мы, фактически в конце прошлого года, запустили такое производство, и уже начались первые поставки произведенного здесь, в парке, продукта.

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-7

Евгений Поболовец:
Кроме автомобилестроения, может быть, есть еще какие-то сферы?

Александр Ярошенко:
Завершая тему автомобилестроения и того, что мы не выпускали в принципе,  это суперконденсаторы для «Белкоммунмаша». С выпуском суперконденсаторов здесь и их поставок на наш общественный транспорт. «Белкоммунмаш» сейчас снабжает, и не только в Республике Беларусь, имеются запросы и других стран по выпуску электробусов. Для городского хозяйства это новая история. В том числе она важна, когда мы говорим про электротранспорт, развитие в рамках строительства и развитие нашей атомной энергетики.

Новая отрасль, которая серьезным образом получит и получает здесь развитие с приходом американского резидента IPG Photonics, который создал предприятие по выпуску продукции, связанной с лазерными технологиями. Первый завод уже построен. Инвестор, видя, как развивается, какие условия предоставлены для развития его производства, начал строительство второго завода. Мы видим, что условия, которые предоставляются Республикой Беларусь в этом проекте с нашими партнерами, действительно полностью удовлетворяют запросы инвесторов, будущие резиденты которых приходят в парк «Великий камень».

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-10

Если проект масштабный, сумма не менее 5 млн долларов. Но если приходит малый и средний бизнес, достаточно 500 тыс.

Евгений Поболовец:
Давайте напомним телезрителям, какие именно условия созданы государством в «Великом камне»?

Александр Ярошенко:
На этой территории мы даем возможности не только льготные, но одни из лучших мировых условий по приходу инвесторов и налогового, и другого характера. Но я бы сделал акцент на том, что инвестор, приходя, имеет полностью обустроенную инфраструктуру (и в аренду, и покупку в частную собственность земельного участка). Он получает полностью обустроенный инфраструктурный объект, где ему остается только построить свой завод, greenfield и запустить в производство.

Второй элемент, который мы активным образом сейчас используем,  построили восемь типовых производственных корпусов, 78 000 квадратных метров для так называемого малого и среднего бизнеса. То есть для тех инвесторов, которые приходят и хотят сразу, поставив оборудование, начать производство продукции. Как было, например, в прошлом году с нашими китайскими партнерами в условиях пандемии, когда возникла потребность в выпуске средств индивидуальной защиты. И именно в парке «Великий камень» одно из первых было организовано такое производство.

Еще один опыт  это работа с инвестором в режиме «одна станция». Он практически не использовался на евразийском и европейском пространстве и заключается в том, что все услуги мы стараемся оказывать непосредственно здесь, в парке. Открыть бизнес в проекте «Великий камень»  достаточно простая процедура с минимальным набором требований. Требований только два: это должны быть действительно высокие технологии в приоритетах, которые мы для себя определили в развитии нашего проекта, и сумма инвестиций, которые вносятся сюда резидентом. Если это среднесрочный, долгосрочный проект, масштабный, сумма не менее 5 миллионов долларов. Но если приходит малый и средний бизнес, достаточно в течение первых трех лет внести инвестиции в размере 500 тысяч долларов США.

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-13

Предусматриваем расширение возможности участия наших инвесторов в такой сфере, как традиционная китайская медицина

Евгений Поболовец:
Может быть, есть какие-то моменты, нюансы, над которыми вы работаете сейчас, чтобы создать еще более благоприятные условия для прихода инвесторов?

Александр Ярошенко:
В настоящее время завершается работа над новой редакцией указа главы государства, где мы предусматриваем, во-первых, расширение возможности участия наших инвесторов в приоритетных сферах деятельности, в том числе таких как традиционная китайская медицина. Это та сфера, которую мы хотим активно поощрять и привлекать сюда прежде всего проекты из Китайской Народной Республики, потому что такая востребованность есть.

С Министерством здравоохранения мы активно работаем над тем, чтобы в области предоставления услуг, создания фармацевтических производств, выпуска изделий медицинского назначения мы сделали максимально комфортные условия для реализации в этой сфере.

Также мы хотели бы дать больше возможностей, привилегий инвесторам, которые бы реализовывали якорные, очень крупные проекты. Такие проекты у нас уже есть, но их все-таки недостаточно. Наша задача, в том числе и в будущем,  развивать и привлекать инвесторов, которые давали бы и создавали так называемые кластеры и привлекали за собой развитие малого и среднего бизнеса на территории парка «Великий камень».

Создание субпарков одна из историй, которой мы хотели бы тоже дать определенное движение, толчок с привлечением провинций в том числе Китайской Народной Республики. Мы бы хотели, чтобы регионы, провинции КНР использовали, создавая свои субпарки. Мы для этого законодательные основы еще будем развивать.

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-16

Республика Куба имеет очень высокие компетенции в области фармации. Нам это очень интересно

Евгений Поболовец:
Пандемия не помешала подписать договор о сотрудничестве с кубинской зоной особого развития «Мариэль», речь там идет о привлечении инвестиций. Как это будет работать и какой эффект ожидают обе стороны?

Александр Ярошенко:
Республика Куба, эти предприятия имеют очень высокие компетенции в области фармации. Достижения этой страны в области здравоохранения, оказания услуг, производства медицинских изделий, фармацевтической продукции известны всему миру. Нам это очень интересно. Наши кубинские партнеры готовы сотрудничать в этом направлении, тем более что мы создаем соответствующие условия прихода кубинского бизнеса на нашу территорию с открытием евразийского рынка.

Кстати, президенту Республики Куба я обещал, что к четырем языкам, которыми мы в одной станции работаем, с приходом кубинских инвесторов обязательно добавится испанский язык, потому что испаноязычная аудитория, в том числе бизнес-кругов, огромная.

Евгений Поболовец:
Это уже в 2021 году произойдет?

Александр Ярошенко:
Мы надеемся на приход кубинских партнеров резидентами в парке именно в этом году.

Компетенции, которых в Беларуси не было в принципе. Рассказываем, какие проекты развивает «Великий камень»-19

Не меньше 200 предприятий за пять лет привлечь, в среднесрочной перспективе видится город на 6 000 человек

Евгений Поболовец:
Какие планы у индустриального парка на 2021 год и на ближайшие лет пять-десять?

Александр Ярошенко:
Это образцовый проект, самый крупный Китайской Народной Республики за пределами территории, на Шелковом пути, который становится образцовым для «Одного пояса, одного пути», и наши амбиции действительно высоки. Не меньше 200 предприятий за пять лет привлечь, при том, что мы видим возможности не просто привлечь предприятия, а создавать знаковые проекты.

В этом году уже начнется строительство «Евразийского железнодорожного гейтвэя» с участием Германии, Швейцарии, Китая, Беларуси. Мы надеемся к привлечению к этому проекту наших российских партнеров для того, чтобы создать логистический транспортный коридор, который позволил бы продукции из Китая в Европу и обратно через «Великий камень», самым быстрым способом доставлять потребителю, нашим партнерам. Такие проекты создают будущее развития экономики.

Мы видим, что в ближайшее время будет построена социальная инфраструктура. Мы уже построили жилой комплекс на 156 человек. В этом году, если позволит эпидемиологическая ситуация, мы начнем строительство второго жилого комплекса на 173 жителя, а в среднесрочной перспективе видится город с детским садом, школой, всей инфраструктурой на 6 000 человек, созданием рабочих мест на 10 тысяч человек, выпуском продукции порядка миллиарда долларов и более чем полумиллиарда экспортной ориентации, потому что проект рассчитан и на экспорт продукции в другие страны, не только евразийского пространства, Европы, но и даже Китая.

Возможно все, на невозможное требуется чуть больше времени. Труд, труд и еще раз труд.