«Абсолютно всё, безусловно, мы не заменим». Как работает белорусская текстильная промышленность под санкциями?
Новости Беларуси. Ориентация на Восток. Как санкции повлияли на нашу экономику? Что ждет экспорт Беларуси и какие перспективы у внутреннего рынка? Не только о пресловутом сахаре, соли и муке, но и об экономических трендах – в эфире ток-шоу «По существу» представители промышленности, бизнеса, экономисты и политологи.
Алена Сырова, СТВ:
Татьяна Алексеевна, вы к нам приехали прямо с совещания в правительстве. Говорили ли о работе в новых условиях, и, может быть, действительно уделяли внимание не только Китаю, но и другим странам?
Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»:
Я приехала, действительно, с совещания, которое проводил наш курирующий вице-премьер Юрий Викторович Назаров. Практически 70 % времени именно и уделялось по каждому министерству, ведомству. Какая работа ведется в том или другом госоргане именно по интеграции, по выходу или по замещению тех рынков, которые мы потеряли по определенным причинам: это рынок Украины, безусловно, это рынки Евросоюза. Поэтому, чтобы добиться эффективности и чтобы эта эффективность и какой-то результат пришли не послезавтра, а уже вчера или сегодня, работа поставлена сегодня в госорганах на системную основу. Именно планы мероприятий, чтобы это не просто было забюрократизировано, а чтобы эти планы отвечали реальным шагам, чтобы были реальные договора. Договора о сотрудничестве, о поставках, о кооперациях.
Алена Сырова:
А о каких сроках вообще идет речь?
Татьяна Лугина:
Вообще, уже по апрелю, безусловно, требования такие: сегодня все решается, буквально 48 часов на принятие решения, 48 часов на согласование любого нормативного документа на уровне Совета министров.
Кирилл Казаков, СТВ:
Вот скажите, планы вашего концерна, чем замените рынок Украины?
Татьяна Лугина:
Вообще, у нас рынок Украины, в общем-то, если переориентировать на рынок Российской Федерации, рынок Армении, рынок Казахстана, кстати, как по нашей оценке, оказывается достаточно емкий. Это та продукция, которая основу у нас оставляла, это белье, чулочно-носочный ассортимент составлял порядка 20 % в экспорте – это как раз рынок Украины. Это текстиль, безусловно, это наш «Моготекс», ткани со специальными аппретами, специальным назначением. Это «Камволь», это «Оршанский льнокомбинат», который, в общем-то, на Россию экспорт составлял 18 %, а все остальное – это рынок Евросоюза, Америки, Украины, поэтому ведем активное импзамещение рынков. И я хочу сказать, что последнее, практически с 24 февраля, мы вступили в эту новую фазу понимания рынков и необходимости сконцентрироваться на такой главной точке – это рынок Российской Федерации. Он, действительно, по нашей продукции очень емкий.
Кирилл Казаков:
Мы от этого уходили еще пять лет назад, и 10 лет назад.
Татьяна Лугина:
Уходили, да, но так складывается жизнь, скажем, что бывают и повторы, и по синусоиде повторяется некоторая траектория развития того или другого бизнеса. Поэтому по легкой промышленности у нас рынок Российской Федерации составлял порядка 73 %. Поэтому как бы мы ни уходили, уникальность наша была в конкретных каких-то ассортиментных позициях. Тот же лен, тот же «Моготекс» со специальными тканями с какими-то определенными свойствами негорючести или там другими свойствами, тот же «Камволь» по определенным свойствам, но так сказать, чтобы мы все заместили на рынок Евросоюза, нет, мы не заместили. И сегодня, может быть, в какой-то степени нам и проще в ситуации сориентироваться. И вот эти 30 % или там 25 % рынка Евросоюза сориентировать на громаднейший, с потенциалом большим, рынок Российской Федерации, наверное, мы готовы. И, в общем-то, работа такая плодотворная, и, надо сказать, что бизнес российский, он активный.
Кирилл Казаков:
Тем более мы говорим, что многие западные бренды уходят из России. Я понимаю, что это громкая рекламная кампания, как негативная, так и позитивная. Я понимаю, что некоторые бренды белорусский текстиль не заменит, но все же у нас появляется возможность.
Татьяна Лугина:
Абсолютно все, безусловно, мы не заменим. И часть ткани для одежды, конечно же, как была Турция, Китай, оно же и будет, потому что развита нефтехимическая промышленность с полиэфирными и полиамидными тканями. Но то, что рынок России огромный, и то, что там есть колоссальные возможности прирасти по товарам легкой промышленности, – это безусловно.
Читайте также:
Андрей Маковец: «Под наши продукты, скажем так, выстраивали целые предприятия, целые сферы»
Алексей Беляев: «Мы не будем стрелять себе в ногу и в голову ради каких-то там чуждых предложений»
Олег Жидков: заменить украинское направление китайским по некоторым позициям невозможно