В моделях даже есть настоящий двигатель внутреннего сгорания. Как учат делать макеты самолётов в кружке авиамоделистов?

30.11.2021 - 11:34

Одно дело – мечтать о самолетах, другое дело – уметь их построить. Необычный кружок авиамоделирования в центре дополнительного образования «Маяк» творит чудеса. Под чутким руководством Виктора Катульского, преподавателя с 40 летним стажем, в руках маленьких инженеров летающие машины оживают.  

Но к этой непростой цели ребята идут постепенно. Спешка – враг качества. Обучение искусному мастерству начинается с малого.

Виктор Катульский, руководитель кружка:  
Вот у меня в руках обыкновенный, всем известный с давних времен самолетик. Я раздаю ребятам на первых занятиях по листу бумаги, показываю, как сложить бумажный самолетик, и потом предлагаю сделать то же самое. Чем ровнее собран самолетик, тем он прямее летит и большее расстояние может пролететь.  

Бумажный самолетик скрылся за горизонтом. Это значит, курс молодого бойца успешно пройден. Можно приступать к созданию воздушного змея.

Виктор Катульский:  
Воздушный змей состоит из двух реечек, обтянут по периметру капроновой ниткой и обклеен обыкновенной пленкой. На этот агрегат им дается достаточно много времени, порядка 2-3 месяцев.  

А тем временем уровень профессионализма ребят продолжает расти. Как только змей покоряет воздушные просторы, в авиамастерской начинается работа над новым проектом. В этот раз перед юными конструкторами стоит особенно важная миссия – собрать учебно-тренировочный самолет с собственным микродвигателем внутреннего сгорания.  

Виктор Катульский:  
Перед вами как раз образец, который построил один из наших ребят. Он полностью соответствует тем техническим и аэродинамическим свойствам, которые позволяют молодому человеку научиться поднять его в воздух и управлять, почти как настоящим самолетом, этой моделью. Она позволяет даже выполнить простейшие фигуры высшего пилотажа. Здесь есть топливный бак и двигатель внутреннего сгорания, который работает на керосине.

Внимательность и аккуратность превыше всего. Строить самолеты – значит, нести ответственность за их дальнейшую судьбу. Промах непростителен. Любая ошибка стоит жизни летательного аппарата. Избежать неприятных сюрпризов в небе поможет теория.  

Виктор Катульский:  
Мы изучаем в процессе нашего обучения, теоретические знания получаем. Сначала как устроен самолет, самые основные узлы и детали. А вторую половину года изучаем, как устроен двигатель внутреннего сгорания и как он работает. Это немаловажный фактор. Раз уж мы собрались строить самолеты и запускать их, будет нонсенс, если человек не знает, как называются части самолета и как устроен двигатель.  

За спиной мудрого учителя сегодня уже более сотни, а то и тысячи выпускников-авиамоделистов, многие из которых посвятили свою жизнь небу.  

Виктор Катульский:  
Некоторые летали на Су-27, некоторые ушли в гражданскую авиацию, некоторые просто работают техниками по обслуживанию летальных аппаратов. Преподносят мне иногда приятные сюрпризы, звонят и говорят: Виктор Иванович, поздравьте меня, я уже стал дедом.  

Времена меняются, люди остаются те же. Как и 40 лет назад, парить выше облаков сегодня мечтают и современные дети.  

Нравится кружок тем, что можно развивать свои умения и набираться нового опыта. В будущем я бы хотел связать свою жизнь с большой авиацией. У меня есть мечта полетать на Cessna 150.  

Я хожу в основном для того, чтобы узнать что-то новое, сделать самолет и чтобы он после этого, желательно, летал.  

Loading...


«Эта ракета взмыла под 100 метров в высоту». Запускаем копию знаменитого «Союза»



Новости Беларуси. Высший пилотаж без отрыва от земли. Программа «Центральный регион» на СТВ в гостях у марьиногорских авиамоделистов. Романтика полета и будни в мастерской. Что главное в этом спорте и как достаются престижные награды? Шаг на пути в авиацию и хобби, которое влюбило в небо Гагарина. Чего стоит ощущение полета? О больших возможностях миниатюрных самолетов.  

Увидеть своими глазами старт ракетоносителя на Байконуре пока не удалось, но с чего-то нужно начинать. И мне доверили пуск точной копии «Союза».  

Внимание! Спортсмен готов?  
– Да.  
– Ключ на старт. Три, два, один – пуск!  

Теперь представьте: высота в 2-2,5 раза выше. Раскрывается вся лента. И модель аж вон в тех кустах. Чуть-чуть виднеется в дымке, приземляется.  

Яна Шипко, корреспондент:  
Я теперь понимаю, что заставляет ребят часами сидеть в мастерской и делать эти модели. Казалось бы, простейший образец, но эта ракета взмыла под 100 метров в высоту. Это просто непередаваемые ощущения!  

Удивительно, но все ракеты многоразовые. После старта они возвращаются на землю, например, вот на таком парашюте. Перед полетом от ракетомоделиста требуются точные расчеты – поправка на ветер, учет восходящих потоков. В зависимости от этого подбираются мощность двигателя и площадь парашюта. Но главный интерес именно в неуправляемости ракеты после взлета. Эта интрига азарта добавляет даже на тренировочных стартах.  

Владислав Беседин, чемпион Республиканской спартакиады среди учащихся по ракетомодельному спорту:  
Это модель класса С6А, по-простому называется «ленточка». Максимальный результат, который можно от нее получить, – это три минуты. Вставляется, как и в остальных моделях, двигатель. Он выталкивает модель в воздух, потом она проходит определенное расстояние, порох прогорает, и работает вышибник, выталкивая ленту. Лента работает как система спасения, чтобы ракета не сразу упала, а начала плавно опускаться. У каждого своя система спасения. В парашют, понятно, воздух бьет, и он плавно опускается. «Лента» работает немного по-другому. Она не так далеко улетает. И максимального результата на ней немного сложнее добиться.  

Один из самых важных нюансов – реализм полета. От внешнего вида ракеты до того, как происходит взлет и отходят ступени.  

Владимир Пасюков, руководитель клуба авиационно-космического моделирования, двукратный призер Кубка мира по ракетомодельному спорту:  
Я хочу продемонстрировать модель, копию «Вертикаль-4». Эта модель взлетает на четырех реактивных двигателях. В полете происходит отделение головной части, головная часть разделяется на две скорлупки, и происходит имитация запуска спутника. То есть каждая отделившаяся деталь и корпус должны приземлиться на парашюте. Ежели парашют не раскрылся, хотя бы один, полет декью – ноль.  

Владимир Пасюков:  
Это два вида спорта, как футбол и хоккей. Вроде бы, и там на стадионе, на поле бегают спортсмены. Вроде бы, похожие виды спорта, но совершенно разные. Так и здесь. Авиа- и ракетомодельный спорт значительно отличаются. Авиамодели – это прежде всего самолет с двигателем внутреннего сгорания или же планер без двигателя внутреннего сгорания. Электрический двигатель с воздушным пропеллером. Там действует именно закон аэродинамики. Но опять же, эти законы аэродинамики прекрасно действуют и в ракетомодельном спорте. Основное отличие – модели ракет обеспечиваются ракетомодельными двигателями. То есть на реактивной тяге. Так и здесь.  

Это модель планера. Однако взлетает, набирает высоту на ракетомодельном двигателе. Перейдя в планирующий полет, эта модель уже управляется, как обычный планер. В ракетомодельном спорте модели улетают очень часто, особенно спортивные. Такие модели класса С4А улетают очень часто. Модель входит в воздушный поток. И найти ее уже невозможно. Она может взлететь, например, в аэроклубе Рогачева, а приземлиться в могилевском, если ветер будет в ту сторону. Эта модель – участница чемпионата мира.  

Останавливаться на достигнутом клуб авиационно-космического моделирования не собирается. Следующий шаг в покорении неба – спортивные дроны. Квадрокоптеры и симуляторы для обучения уже закупили. Дело за техникой полета, а возможно, и созданием собственных дронов.  

Читайте также:  

«До сих пор не могу с мечтой о небе расстаться». Белорус рассказал, как посвятил жизнь авиамоделизму  

С напильником и лобзиком справляются даже девочки. Как на кружке в Марьиной Горке учат делать авиамодели?  

«Понимаешь, что это максимальный результат». Захар Кастюк о том, как завоевал бронзу на ЧМ по ракетомодельному спорту