«Вторые сутки стоим». Почему на белорусско-литовской границе снова очереди из грузовиков?
Новости Беларуси. На белорусско-литовской границе снова не совсем приятная картина – километровые очереди из грузовиков, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Ситуация уже набила оскомину, вот только водителям большегрузов явно не до лирики.
У «Каменного Лога» сутками стоит в пробке больше, чем полтысячи машин. Столько же суммарно на подъезде к пунктам пропуска «Привалка» и «Бенякони». Еще около трех сотен ожидают въезда в Евросоюз в «Котловке».
Кто не дает зеленый свет и какие меры предпринимает белорусская сторона, разбиралась Галина Буро.
Галина Буро, корреспондент:
Это уже негласное правило у водителей – измерять длину очереди в так называемой условной точке: у здания, где продаются страховки. Отсюда до пункта пропуска «Привалка» примерно 5 километров. И если хвост автомобильной пробки дошел до «страховок», значит придется простоять в ожидании несколько суток. И вот сейчас большегрузы даже преодолели критическую отметку.
Осенью традиционно вырастает грузопоток в Евросоюз. Это конец года, время закрывать обязательства по контрактам, к тому же полным ходом идет подготовка к новогодним и рождественским праздникам. Большинство водителей везут грузы в страны Западной Европы. Путь неблизкий, а несколько суток простоя на границе – это риск не успеть к заказчику.
Иван Казак, водитель:
Вторые сутки стоим. Ситуация, сами видите: колейка очень большая, не знаю… Литовцы держат долго. Пока здесь движемся, а вот вся задержка там – не принимают. Вот, коллеги стоят, говорят, что не принимают.
Дмитрий Костенко, водитель:
Вторые сутки стоим, продвижек нет, все заполнено, сами видите – терминалы забиты.
– В субботу встал в 8 часов вечера и вот до сих пор. Уже переработка пошла у меня, то есть больше 15 часов работы. И вот постоянно так.
– Почему?
– Литовцы не работают. Постоять двое суток – уже как-то и нервы сдают, и все на свете.
Основная проблема в том, что литовские служащие не могут работать синхронно с белорусскими – у сопредельной стороны меньше штат и уже пункт пропуска. Все видно наглядно: оформленные нашими таможенниками грузовики вынуждены скапливаться в терминале и ожидать, когда же их примет сопредельная сторона. Терминал, понятно, не резиновый. Когда он заполняется, начинают расти очереди на подъезде к белорусскому пункту пропуска. А еще у сопредельной стороны стали уже традицией сбои в компьютерных системах именно в пиковые дни.
Андрей Кудаш, первый заместитель начальника Гродненской региональной таможни:
За последние пять дней литовской стороной не принято порядка 700 транспортных средств. Основными причинами литовская сторона указывает, как правило, обновление программных продуктов, указывает необходимость проведения дополнительного контроля. Кроме того, по имеющейся у нас информации, у них не в полной мере укомплектованы смены, что связано с болезнью сотрудников.
А дальше еще интереснее. На днях национальная ассоциация перевозчиков Литвы заявила, что белорусы якобы не могут обеспечить нормальную работу границы из-за большого количества заболевших коронавирусом сотрудников. В гродненской таможне информацию опровергли: количество людей в сменах у них не изменилось, и даже, если уж на то пошло, не один раз они предлагали литовцам обоюдно увеличить пропускную способность. Но что-то ответа так и не дождались.
Галина Буро:
Ситуация на белорусско-литовской границе по-прежнему остается тяжелой. Зачастую перевозчики выбирают это направление для въезда в Евросоюз, так как Литва не вводила ограничения на ввоз топлива в баке, в отличие от Польши. Поэтому на польском направлении сейчас посвободнее. И здесь уже перевозчикам придется выбирать: либо раскошелиться на топливо, либо на оплату неустойки.