Позволяют ребёнку открыться. Как я-сообщения помогают разговаривать с детьми?
Сколько на земле существует человечество, столько идет дискуссия о том, чем представители нового поколения отличаются от старших поведением, мировоззрением, видением будущего. О том, почему между детьми и родителями возникают конфликты, иногда приводящие к разрыву отношений, поговорили в ток-шоу «Точки над i».
Юрий Святокум, ведущий ток-шоу:
Какие точки основные соприкосновения, которые всегда будут сближать родителей, независимо от того, какие с детьми они позиции разделяют, не разделяют, сколько лет? Есть ключевые точки, на которые нажмешь и ты обязательно станешь ближе?
Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Может, какие-то техники, как можно снивелировать этот конфликт? Может, есть какие-то фразы? Я считаю, что ты прав, но у меня, допустим, такое-то мнение.
Денис Северов, магистр психологии:
Вы как раз таки начали с такой классической формулировки – я-сообщения. То есть когда мы не переходим на личности. Очень частая проблема между родителями и детьми заключается в обесценивании. Мы их обесцениваем, не принимаем такими, какие они есть. Навязываем свои какие-то убеждения, ценности и говорим, что они должны. Как только звучит слово «должен», ждите, что у вашего ребенка рано или поздно начнет возникать сопротивление.
Наталья Надольская:
Может быть, давай попробуем разобраться вместе?
Денис Северов:
Прекрасно. Давай попробуем разобраться вместе – вы как будто бы присоединяетесь. Потому что любое давление – эмоциональное, не говоря уже о физическом, всегда вызывает конфликт и желание либо продавиться… Кому нужны продавленные дети, задавленные, поломанные? Либо вызывает очень сильное сопротивление в перспективе. Как вы правильно сказали, когда вы общаетесь со своим ребенком, то очень важно в коммуникации сохранять я-сообщения: я чувствую, я думаю. Когда мы видим, что у ребенка что-то не так в школе, настроении, мы не говорим: кто тебя обидел? Мы говорим: я чувствую, что тебя кто-то обидел. Мы как будто бы присоединяемся и позволяем ребенку открыться.
Наталья Надольская:
Все говорят: проблемы в коммуникации. «Как твои дела, как в школе?» – «Нормально». Больше разговаривайте с детьми, вы из них сначала вытащите больше двух слов.
Денис Северов:
Что было самое интересное у вас сегодня в работе? Кто тебе понравился? Вопросы стандартные – ребенок рано или поздно учится отвечать на них так же стандартно. Потому что он уже, приходя из школы, понимает, что родители спросят: «Как в школе?» – «Нормально».
Читайте также:
Цифровое поколение. Как гаджеты влияют на отношения родителей и детей?
Как люди могут воспринимать собственное детство? Рассказал психолог
«Могут оскорбить». Какие конфликты чаще возникают у современных школьников и учителей?