Политика – это всегда люди, и ничего другого там больше нет. В контексте государственных событий и принятых решений гораздо больше психологии, чем кажется изначально.
Проект Алены Дзиодзиной представляет собой цикл размышлений автора о человеческом внутри современной политики.
Алена Дзиодзина, психолог:
Природные особенности мышления и восприятия человека так устроены, что когда мы слышим какое-либо тревожное сообщение, то для сохранения внутреннего спокойствия необходимо узнать о случившемся как можно больше подробностей. Чаще всего, это в большей степени связано с ощущением своей безопасности и потребностью удостовериться, что несмотря на произошедшее, на данный момент мир не представляет большей угрозы, чем это было прежде.
Учитывая эти механизмы и закономерности психики, можно обнаружить весомый аргумент в пользу того, почему, например, плохие новости лучше сообщать, чем нет. Ведь когда происходит что-то, о чем в курсе пусть и относительно небольшой круг людей, велика вероятность того, что новость начнет фрагментарно просачиваться за пределы группы осведомленных лиц. Но в связи с тем, что информация продолжит поступать не полностью и сквозь всевозможные интерпретации, велика вероятность, что в скором времени тревожное сообщение обрастет слухами, искажениями и так называемыми дополнительными фактами, которые не имеют к произошедшему никакого отношения.
В качестве отрицательного примера можно привезти истоки погромов в Британии, с которыми власть этой страны не может справиться третью неделю. Если анализировать проблемную ситуацию по слоям, то в скором времени мы доберемся до вывода, что пусковым механизмом хоть и стало убийство трех белокожих девочек в танцевальной школе, однако в данном случае расовая принадлежность фигурантов произошедшего не имела вообще никакого значения. И ключевая ошибка в реакции британских властей на событие заключалась в том, что изначально о нем слишком долго молчали. В результате оно притянуло к себе множество домыслов, которые зачастую уже через «второе рукопожатие» воспринимались людьми как достоверная истина. Таким образом, предубеждения отдельной части местного населения в отношении темнокожих обернулись для Великобритании массовыми беспорядками на улицах, жестокими разборками между представителями разных культур, стычками с полицией и угрозой для безопасности мирного населения.
Алена Дзиодзина:
И совершенно иной пример положительного обращения с информацией мы можем наблюдать в поступках белорусского Президента. На этих выходных во время одной из рабочих поездок Александр Лукашенко сообщил, что в минувший вечер Вооруженные силы Украины нарушили воздушное пространство нашей страны. В результате чего были предприняты все необходимые меры по защите границ.
«Над территорией Беларуси мы уничтожили цели. Остальные были переданы (у нас единое ПВО с Россией) Российской Федерации. И по информации Генерального штаба России и командующего этим направлением противовоздушной обороны России, эти цели были поражены под Ярославлем. Первое направление – Смоленск. Но потом они изменили траекторию полета, те, которые над Россией остались, и направились в район Ярославля. Но были перехвачены уже российскими системами ПВО и уничтожены», – рассказал Президент о хронологии тех событий.
Само по себе известие тоже тревожное, однако почему со стороны белорусского лидера это было мудрым? Ответ на этот вопрос заключается в психологии и глубоком понимании Президентом механизмов, закономерностей, характерных для общества. Ведь получив из первых уст информацию о случившемся, народ извлекает главное: угрожающая ситуация хоть и была, однако на данный момент мы в безопасности. И на этом все. Событие можно считать исчерпанным.
Читайте также:
Дзиодзина: трудно представить, чтобы Лукашенко не реагировал на проблему в регионе, в отличие от Макрона
Алена Дзиодзина: для безопасности страны не менее важен аспект человеческих отношений
Лицо политики с двойными стандартами, которая порой вытворяет что хочет – Дзиодзина о Санду