Новости Беларуси. На крыльях памяти. Два новых самолёта пополнили экспозицию музея Великой Отечественной войны. Оригинальный Поликарпов, который во время войны был самым массовым летательным аппаратом, и точная копия истребителя И-16 — высоко-скоростного моно-плана. Их вместе с другими экспонатами посетители смогут увидеть 3 июля в день открытия музея.
В новом музее войны стало а два самолета больше. И каких! Вот этот экземпляр, к примеру, собрали в Минске. И-16 – по-простому Муха – военный истребитель. Таких до войны выпустили 7 тысяч. Сегодня из них не осталось и сотни. Именно поэтому даже точная копия аппарата – уже раритет, рассказали в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Александр Брянцев, ведущий художник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
Его сделали по чертежам из материалов, из которых был сделан этот самолет. Нет мотора. И по весу он соответствует. Масштаб один к одному, естественно.
Самолет займет свое место в экспозиции. Здесь – в авиационном зале. На глазах у посетителей развернется целая воздушная битва. В противниках – мессер-шмидт. Один из основных немецких истребителей. Его пока монтируют. Чтобы поднять в воздух наш самолет, понадобилась помощь не одной пары рук.
Эдуард Герасименок, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
Альпинисты установили под кровлей специальное оборудование - лебедки. Мы подымали его вручную, придерживая, чтобы он не раскачивался. Сначала левую сторону, правую, потом хвост - балансируя. Все надежно, никакой опасности в этом нет.
Дмитрий Боярович, СТВ:
А это новичок воздушной экспозиции музея. У-2 или Поликарпов. Этот самолет знает практически каждый любитель военной авиации. Во время войны его использовали как бомбардировщик. И прежде всего ночной. Он летат достаточно тихо и низко, поэтому почти всегда заставал противника врасплох.
Это уже оригинал. Почти. 70% деталей – родные. Их находили на полях сражении и в Беларуси и в России после войны. Во время воздушных боев такими управляли и пилоты из женского авиационного полка. «Ночные ведьмы», кстати, участвовали в освобождении Минска и Могилева. В воздухе этот Поликарпов был до 2005 года. Летать может и сейчас, но большую ценность, посчитали, представит в музее.
Олег Лейко, реставратор (Россия):
Двигатель, который весит 20% самолета, оригинальный. На нем нашли номер. Теперь понему пытаемся выяснить, где он летал. Двигатель военного выпуска. Может быть мы и найдем, но это большая работа, которая еще будет впереди.
Пока самолет, что называется, доводят до ума. После покраски крылья покроют эмалитом. Этим раствором пользовались в сороковых, чтобы придать большую аэродинамичность. Два новых экспоната вместе с сотнями других посетители смогут увидеть 3 июля в день открытия музея.