На вопросы ведущей программы «Большой завтрак» на СТВ отвечает директор Национального исторического архива Беларуси Дмитрий Яцевич.
Сегодня здесь хранится 1 млн 20 тысяч 85 дел, объединенных в 3159 фондов. За период с конца XVI по начало XX века. Архив является крупнейшим хранилищем документов по истории Беларуси за этот период.
Самый древний документ в Национальном историческом архиве датирован 1391 годом.
Здесь можно сделать так называемое биографические запросы. Это установление и подтверждение даты рождения, бракосочетания или смерти конкретных лиц. Или популярные сегодня генеалогические запросы, то есть проведение исследований по истории своего рода.
Вопрос как к специалисту к вам: мог ли человек 100-200 лет назад прожить жизнь так, чтобы о нем не осталось ни одной записи ни в одном документе или это невозможно?
Дмитрий Яцевич:
Такая ситуация в принципе невозможна. Человек всегда оставляет след в истории, какую бы он должность, какое бы он сословие 100-200 лет назад не занимал. Обязательно в архивах найдутся какие-то записи его жизни, жизни его потомков.
А где эти самые архивы, какие первые шаги человека, который хочет узнать свою историю? Возможно ли это без специалиста? Может ли человек самостоятельно?
Дмитрий Яцевич:
Конечно, это возможно. Но для этого нужно терпение, немножко удачи, конечно.
Куда идти? Вот я хочу узнать – куда мне в первую очередь нужно идти?
Дмитрий Яцевич:
В первую очередь, если вы решили заняться изучением собственной генеалогии либо составлением собственной родословной, как кому нравится, вам прямая дорога в архив. А если ваши предки проживали на территории бывшей Могилевской, Витебской, Минской губерний, то вам прямая дорога в Национальный исторический архив Беларуси.
Моя семья, например, тоже занималась этим вопросом, много искали, нашли какие-то неожиданные моменты. Например, близкородственных браков очень много было. Я, например, почерпнула для себя кучу красивых имен. А вот с какими вы все-таки неожиданными историями встречаетесь? Что-нибудь интересное расскажите нам.
Дмитрий Яцевич:
Интересная история, это когда приходит какой-либо исследователь (бывает молодой, бывает постарше) и просто хочет узнать, кто его предки. И оказывается, что, действительно, он относится, как мы говорим, к какому-то дворянскому роду. Об этом он никогда не знал. И, конечно, в этом есть свои причины, потому как ранее старались в советский период не афишировать принадлежность к сословию.
Каких-то кладов, земель мы не найдем?
Дмитрий Яцевич:
Клады, может быть, и найдем, но не в метрических записях это точно.
Мы приедем и скажем: «Вот это была наша земля, наши ворота».
Дмитрий Яцевич:
Подтверждение о том, что у крестьянина либо у однодворца, которым часто, кстати, становились дворяне, не подтвердившие свою принадлежность, есть документы о землевладении. То есть кому, когда, где и какая земля передавалась. Но в настоящее время это имеет значение только как семейная память. Просто зафиксировать такой факт, что твои предки проживали там, вели хозяйство. Интересно посмотреть.
Скажите, а какие-то полезные моменты мы можем вычленить из всех этих историй? Возможно, какие-то наследственные заболевания или еще что-то. Или это все-таки только сухие достаточно сведения?
Дмитрий Яцевич:
О заболеваниях в таких документах редко шла речь. Единственное, конечно, в записях, если уже говорить конкретно о документах, в метрических книгах, которые у нас есть. Допустим, эта книга минской духовной истории Парижской церкви Бобруйского уезда. В этой книге: часть первая – о родившихся, часть вторая – о бракосочетавшихся. И дальше – об умерших. И по сведениям, которые в то время вносили, мы можем понять, от чего кто умер.
Все-таки кто может помочь нам, если мы не сами будем ходить и искать сведения? Куда обращаться?
Дмитрий Яцевич:
Дело в том, что самостоятельно зачастую требует значительного количества времени, которое не всегда есть у того, кто хотел бы знать свою историю. И поэтому, конечно же, с учетом того, что документы, как я говорил, существуют более раннего периода и на латыни, и польскоязычное, все рукописное, сложно для восприятия современного человека. Поэтому, конечно же, вы можете обратиться за подтверждением факта рождения, факта бракосочетания, смерти либо подтверждением того, что был ли дворянином такой-то и были ли у него такие-то дети. То есть это все может быть проведено силами работника архива. То есть это запросы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, которых к нам поступает с каждым годом все больше и больше.