Берега зарастают! С чем связывают «застой» белорусского судоходства?
Новости Беларуси. В структуре нашего экспорта услуг на перевозки приходится около 60 %. Отсюда и такое внимание к сфере. Необходимы меры по повышению загрузки белорусских и российских аэропортов, совместные проекты, которые сделают проще и доступнее сообщение между нашими регионами, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
На переговорах с Владимиром Путиным в Минске наш Президент, кстати, предложил принять совместные меры по стимулированию логистики и транспорта. В этом русле, безусловно, уже многое сделано, но потребности растут. Нужно продолжать вкладываться в развитие железных дорог, поддерживать авиаперевозчиков. Но это еще и повод снять с якоря белорусское судоходство.
В России в ближайшие несколько лет собираются провести реконструкцию речных вокзалов, взяться за постройку новых судов, и мы можем присоединиться к этим потокам. В прямом смысле. Беларусь, несмотря на отсутствие выхода к морю, имеет сеть рек длиной 90 тысяч километров. Водный парк включает более 700 судов с поддержкой 7 речных портов.
Кстати, Брестская область – один из самых портовых регионов в стране. Кроме областного центра, речные гавани находятся в Микашевичах и Пинске. Туда же на неделе отправилась наша Дарья Седун, чтобы изучить глубину вопроса.
Янтарь, железо и меха – на юг. Зерно, ткани и серебро – на север. Такой товарооборот проходил через наши реки тысячу лет назад по легендарному пути «из варяг в греки». С тех пор много воды утекло. Жанна Михайловна здесь, на Пине, работает практически 40 лет. Реку она видела разной – полноводной, мелкой, шумной, непредсказуемой. Но такой тихой и спокойной, как в последние годы, никогда.
Жанна Богович, председатель профкома РУЭСП «Днепробугводпуть»:
Речной транспорт был развит очень сильно. И здесь бы мы с вами так спокойно не стояли, потому что один бы шел в одну сторону, другой в другую. Это были бы сигналы, это было очень весело, это было живо. А сегодня этого нет. Поэтому вы видели, что берега зарастают, потому что нет теплоходов, не ходят в таком количестве. Их вообще мало уже осталось.
Грузооборот на Пине резко упал после чернобыльской катастрофы – в те годы возить руду через Припять было невозможно из-за радиации. Постепенно «кипящие» берега сменила водная гладь, которую сегодня лишь изредка «режут» туристические суда и еще реже – большие груженые баржи.
Анатолий Каханович, мастер путевого участка РУЭСП «Днепробугводпуть»:
Чернобыль много подкосил. Перестали на Европу грузы возить. Поддерживаем реку, и грузоперевозки осуществляются, порты работают.
И тем не менее о прежних объемах доставки и транзита грузов нашим речникам остается только мечтать.
Дарья Седун, корреспондент:
На данный момент только 1 % всех грузов идет по рекам. По таким голубым дорогам проходит в основном песок и щебень. Хотя перспективы у водного транспорта привлекательные.