«Хочу вывести людей с инвалидностью не просто в офисы, а чтобы они были также медийными». Большое интервью Александры Чичиковой

В студии программы «Большой завтрак» Александра Чичикова, завоевавшая титул «Мисс мира-2017 на инвалидной коляске».

Ирина Ромбальская, ведущая:
Очень рада видеть тебя у нас в студии. Конечно же, поздравляю тебя! Наша беседа состоялась, наверное, уже тогда, когда все эмоции пошли на спад. Можно рассуждать трезво, здраво. Говорят, что друзей на самом деле познают не в беде, а, наоборот, в радости и успехах. Что прошло уже с этого момента и как ты теперь очиниваешь свою победу? Кто остался рядом с тобой, кто, может быть, ушел?

Александра Чичикова, «Мисс мира-2017 на инвалидной коляске»:
Большая часть людей, которые были со мной на протяжении и подготовки, и того периода времени, когда финал закончился – все эти люди рядом со мной и остались. Все также меня поддерживают, подбадривают, если это нужно. Реально много времени прошло и уже все немножко переосмысливаешь. Уже эта эмоциональность, которая была после финала, она с каждым днем все ниже и ниже. Но все равно все цели и задачи остаются те же.

Ирина Ромбальская:
Какие цели и задачи? Я знаю, что ты твердо намерена была провести конкурс в Республике Беларусь. Пыл поутих или нет?

Александра Чичикова:
Нет, не утих, и я думаю, что он никогда не утихнет. Это был не просто конкурс красоты. Это в первую очередь было поднятие социальной проблемы о людях с инвалидностью. Думаю, что в Минске, в нашей стране это будет то, что нужно. Чтобы людям немножко открыть глаза и показать, что нет стереотипов, нет ограничений. И человек при желании может достигать очень многого.

«Это какое-то волшебство»: белоруска о победе на конкурсе «Мисс мира-2017 на инвалидной коляске»

Ирина Ромбальская:
Как ты считаешь, мы вообще готовы эмоционально, психологически к этому или не все готовы?

«Хочу вывести людей с инвалидностью не просто в офисы, а чтобы они были также медийными». Большое интервью Александры Чичиковой-1

Александра Чичикова:
Не все готовы. Но чтобы подвести нас к итогу, к конкурсу, который я хочу у нас провести, нужно людей подготовить. И сейчас я стараюсь этим заниматься, чтобы людям показать, что нет никаких границ. И я это хочу сделать с помощью медийности, чтобы вывести людей с инвалидностью непросто в офисы, чтобы они работали, а чтобы были также медийными. Почему, сидя в той же парикмахерской, нельзя листать журналы и видеть девушку или парня, который имеет инвалидность либо как-то отличается от другого человека?
Ирина Ромбальская:
На Западе уже есть модели с заболеванием кожи. Это витилиго – болезнь так называется. Люди, которые наоборот показывают всю красоту, которую, может быть, мы не привыкли оценивать. Ты хочешь сделать тоже самое у нас?

Александра Чичикова:
Да. Я хочу сделать тоже самое и у нас.

Ирина Ромбальская:
И это не будут люди только в инвалидной коляске. Или у тебя есть какой-то охват?

Александра Чичикова:
Это еще обсуждается, как правильно сделать. Потому что именно у этого конкурса была идея, и даже был хэштег «beauty no limits». И не важно, как ты передвигаешься и как ты выглядишь. Красота, и правда, она не имеет границ. Потому что намного важнее, какая у тебя красота внутри. Потому что лицо со временем – оно пройдет. А если у тебя внутри есть та изюминка, вот та твоя красота внутренняя, она будет отражаться на твоем лице всю жизнь.

Ирина Ромбальская:
С кем из участниц остались связи после конкурса, с кем, может быть, потерялись?

Александра Чичикова:
С каждой участницей я общаюсь, поддерживаю связь. Но с кем-то может быть больше, с кем-то меньше. Для меня навсегда останутся незабываемыми людьми девушка из Украины Ульяна Пчелкина, девушка из Африки, которая первая вице-мисс и девушки из Анголы, из Канады. Я так долго еще могу перечислять. Каждая девушка была по-своему особенная, с каждой у нас завязались какие-то отношения.

Ирина Ромбальская:
Во всех ли смыслах не было границ, и в языковых барьерах тоже?

Александра Чичикова:
Знаете, у меня английский не на очень хорошем уровне. У меня не было с собой переводчика. Но то, что я не понимала, я просила девушку из Анголы, которая знает английский, объяснить мне более легкими словами. И я не почувствовала сильного языкового барьера. Каждый друг другу помогал, была поддержка, поэтому это не было проблемой.

Ирина Ромбальская:
Не будем забывать, что от Беларуси были две прекрасные участницы. Но после конкурса были разные, полярные мнения. И мнение Ангелины, которая все-таки немного отличалась. Была, может быть, внутренняя обида на судейство. Какие отношения складывались у Вас?

Александра Чичикова:
С Ангелиной я познакомилась в аэропорту. До этого я не была с ней лично знакома. Во время подготовки к гала-финалу мы общались, все было в принципе хорошо, но, читая некоторые высказывания… Я просто знаю, что если я чего-то хочу добиться, если есть передо мной какая-то цель, то ее нужно добиваться. В том плане, что прилагать усилия. И придя на конкурс, на гала-финал, я понимала: чтобы сделать все хорошо и качественно, нужно будет работать. И нужно будет иногда приезжать в отель в 8-9 вечера.

Ирина Ромбальская:
Да, говорили, что были какие-то сложные условия поставлены. И я сама не раз участвовала в конкурсах красоты и смогу сказать, что это да: «от заката до рассвета», круглосуточная на самом деле работа. И выглядеть хорошо, и говорить правильно, и кушать правильно.

Александра Чичикова:
Я понимала, куда еду. Скажем, недели, чтобы сделать такое шоу, и сделать его на высоком уровне – это нужно будет приложить очень много усилий.

«Хочу вывести людей с инвалидностью не просто в офисы, а чтобы они были также медийными». Большое интервью Александры Чичиковой-4

Ирина Ромбальская:
Что бы Вы хотели внести в конкурс, привезя его в Беларусь? Ведь конкурсная программа отличалась от стандартных конкурсов. Это не просто платье, купальники. Это и социальные проекты.
Александра Чичикова:
Как таковых этапов в конкурсе не было. Оценивалось то, что мы писали, когда подавали заявку. То, что мы рассказывали о себе, чем мы занимаемся. И, пребывая там, в Варшаве, мы освещали некоторые проблемы, которые у нас есть в стране по отношению к девушкам, которые на колясках инвалидных и также, что такое для тебя красота. Нужно было ответить на эти вопросы. И по этим данным, по тому, как ты себя подаешь, как ты выглядишь – тоже повлияло, и сформировалось такое решение. Но, привезя этот конкурс в нашу страну, а я хочу сделать этот конкурс именно среди белорусок, я хочу преподнести его не как просто конкурс красоты или конкурс слез и восхищения. Я хочу, чтобы это было на ровном уровне, чтобы это не вызывало какой-то героизм. А чтобы вспоминалось совершенно нормально: вот конкурс, вот девушки ничем не отличающиеся. В чем отличие? Если я сейчас сяду на Ваш стул, отличия не будет совершенно.

Ирина Ромбальская:
Я смотрю, Вы и так не позволяете даже мужчинам где-то Вам помочь, дверку открыть – настолько самостоятельная единица. Мне даже кажется, что Вам эта приставка «Мисс мира» на инвалидной коляске и то, мешает. Что Вы просто «Мисс мира».

Александра Чичикова:
Может быть. Не знаю. Я воспринимаю это как ноги. Я не воспринимаю это как какое-то ограничение, это часть меня. И я хочу научиться этим пользоваться на все 100%.

Ирина Ромбальская:
Чем заняты ваши будни?

Александра Чичикова:
Я работаю ведущим специалистом по работе с клиентами, но выполняю обязанности как помощник руководителя. У нас контакт-центр, мы адаптируем людей с инвалидностью, чтобы потом выпустить его на открытый рынок труда. Людей обращается очень много, которые нуждаются в работе. Много, кто работает удаленно, из других городов. Потому что возникает сложность найти работу. И им приходится обращаться вот в такие контакт-центры и работать удаленно. Но работа удаленная – это все равно ты сидишь в квартире, ты все равно не чувствуешь себя частью всей жизни общественной. Если ты на 4 этаже, если ты на коляске, если нет лифта – какая социализация, какое общение? Это просто виртуальный мир и виртуальная работа. Поэтому это хотелось бы тоже изменить.

Ирина Ромбальская:
Вот как раз можно пригласить их и на конкурс. Другой вопрос – какая площадка. Вы уже присматриваете площадку, которая будет соответствовать требованию?

Александра Чичикова:
Да, тут есть сложный момент. Плюс это будут девушки со всей Беларуси. Нужно будет организовать и приезд, и размещение, и выбрать ту площадку, где будет все доступно. Чтобы на сцену не поднимали на руках, а чтобы был пандус.