Новые рынки и перспективы. Чего ждать от предстоящего саммита ШОС в Самарканде?
В Самарканде пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества, на котором впервые соберутся все руководители ШОС, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. То есть в одном месте в одно время встретятся лидеры России, Китая, Индии, Турции, Пакистана, Саудовской Аравии. Компания что надо, согласитесь. Есть информация, что и Президент Беларуси присоединится к саммиту в Самарканде. Хотя наша страна и не является членом ШОС, мы имеем статус наблюдателя, и процесс перехода в полноправного участника уже запущен. Более того, мы на финишной прямой. Перед нами только Иран. Ожидается, что на этом саммите он пополнит список стран-участниц и еще больше укрепит мировые позиции ШОС.
«От этого ШОС станет только сильнее». Что Шанхайская организация сотрудничества может предложить Беларуси?
Хотя хватает и критики в адрес объединения, мол, неэффективно, есть внутренние противоречия. А у кого их нет? Тем не менее в списке желающих пополнить стройные ряды ШОС как минимум с десяток стран. Арабские Эмираты пытались пробиться без очереди, но даже для одной из самых влиятельных стран Ближнего Востока это пока невозможно. Чем так привлекателен ШОС, в чем белорусский интерес и с кем из участников у нас уже четкие планы на жизнь?
Условия для взаимодействия изучила наша Анастасия Ярощик-Корниенко.
Каким должен быть сыр, чтобы на прилавках в Китае он был самым востребованным? Или как доставить белорусский песок в Сингапур максимально быстро? Учебный год в БГТУ только начался, но на инженерно-экономическом факультете уже работают над проектами. В сегодняшних реалиях, когда рынки переориентируются, каждая минута на экономическом счету. Задача – помочь производителям с поставками и логистикой. Такие примеры уже есть. Студенты выяснили, если в белорусский сыр добавить нотки жасмина или розы, то такой продукт точно уйдет с молотка в магазинах Поднебесной.
Ангелина Воротницкая, магистрант БГТУ:
Проект заключается в разработке такой темы, как экспорт пеллет, древесных топливных гранул в Узбекистан. Это действительно может быть перспективным для нас. В Узбекистане есть в них потребность.
Анастасия Ярощик-Корниенко, корреспондент:
Вопросы глобальной безопасности становятся все острее. Запад и США, стремясь сохранить собственное доминирование, оказывают небывалое давление на независимые государства. Рушатся привычные логистические цепочки, что ухудшает ситуацию в мировой экономике и искусственно вызывает продовольственный кризис. На этом фоне региональное сотрудничество становится как никогда актуальным.
И пока некоторые со своими замашками гегемона рвут земной шар на части, другие, наоборот, пытаются укрепить взаимодействие между странами. Как нельзя кстати в эту пору надежные партнеры. К примеру, ШОС.
Адиль Каукенов, главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана:
Таких организаций на самом деле регионам не хватает. Больше того, мы сейчас видим, что есть, например, большой кризис ООН, есть большой европейский кризис по организациям. Мы видим, что многие клубы, многие объединения стали политически ангажированными и не работают так, как должны были бы работать изначально. В этом смысле у ШОС есть огромный потенциал. Мы в Казахстане особенно хорошо поняли, как важны организации. И участие в организации, например, в этом году. И здесь помощь то, что Казахстан является не одиноким, что он находится в составе именно международных организаций, а конкретно ОДКБ.
Сопряжение национальных интересов и накопленного опыта промышленной кооперации должны придать ускорение локомотиву торговли. Логистика, транспортные коммуникации – одни из важных тем сотрудничества. Иран намерен предоставить странам ШОС доступ к своим портам. А о создании единого транспортного пространства говорит и Индия.
Раджан Кумар, доцент Центра изучения России и Центральной Азии Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру:
В мире большое количество кризисов и переходных периодов. И никакие страны не смогут справиться с ними самостоятельно. Индия верит в многополярный мир, где разные страны совместно участвуют в решении проблем. С этой точки зрения ШОС чрезвычайно важна. Борьба с терроризмом для нас важная тема.
Второе – связи и сотрудничество со странами. Мы хотели бы участвовать в международных транспортных коридорах. Это важный проект, ведь есть страны, которые не имеют выход к морю. Физическая связность континента, транспортная артерия от Санкт-Петербурга к побережью Индии может играть важную роль в интеграции Евразии.
К предстоящему саммиту в Узбекистане начали подготовку задолго. Место выбрано символично – Великий шелковый путь веками соединял Восток и Запад. По тропам этого грандиозного торгового маршрута двигались караваны купцов, возникали города, среди которых особое место занимает Самарканд. Именно история стала главной архитектурной идеей, отраженной в облике современного туристического комплекса. Центр в том числе 15-16 сентября примет участников саммита Шанхайской организации сотрудничества.
Три года строительства. И обновленный терминал современной воздушной гавани Самарканда в виде раскрытой книги готов встречать гостей. А какой будет новая глава в летописи международного объединения Шанхайской организации сотрудничества, станет известно совсем скоро.
Санкции стали триггером к расширению. Разбираемся, как появилась и развивалась ШОС.