Новости Беларуси. Каждое предприятие должно гибко реагировать на ситуацию на внешних рынках. Об этом 19 июня заявил Александр Лукашенко на совещании по работе крупных машиностроительных компаний. Снижение спроса у основных партнеров негативно сказывается на положении дел наших предприятий. Президент отметил, что в таких условиях на первое место выходят вопросы качества, грамотности управленцев и диверсификация продаж, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Именно промышленность в основе белорусской экономики. Отрасль делает треть ВВП страны. Машиностроительный комплекс стал национальным брендом неслучайно – Беларусь в свое время называли сборочным цехом Советского Союза. А сегодня по маркам «МТЗ» или «БелАЗ» государство узнают во всем мире.
Последние лет 15 промышленность развивалась интенсивно, прибавляя по 8 процентов ежегодно. Не каждая продвинутая экономика может этим похвастать. Начиная с прошлого года отрасль не радует.
Наталья Бреус, СТВ:
Как раз накануне обсуждали развитие деревообрабатывающих предприятий. Сегодня – продолжение разговора о промышленности. Но в центре внимания уже машиностроительный комплекс. Белорусский Минпром в конце прошлого года особенно почувствовал падение спроса на мировых рынках, но и сегодня производителям машин приходится несладко.
Сказалась мировая рецессия и проблемы на рынке России – санкции и обвал российского рубля. Из-за девальвации у соседей отечественный Минпром недосчитался больше трех триллионов рублей. «Оборотки» сегодня не хватает.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Республики Беларусь:
Пытаясь компенсировать то, что было потеряно на нашем традиционном рынке, в целом на 16,5% вырос экспорт в страны дальнего и ближнего зарубежья. В такие экзотические рынки, как Африка, в 1,5 раза выросли объемы поставок на экспорт. В Латинскую и Центральную Америку — в 2,5 раза.
В большом разговоре приняли участие представители правительства, госконтроля, министры и промышленники. В частности, руководители МАЗа, МТЗ, БелАЗа и Гомсельмаша. Это ключевые предприятия отрасли, в орбите которых работают десятки других.
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Развитие белорусской промышленности в прошлом году происходило в сложных внешнеэкономических условиях. К сожалению, негативные тенденции сохраняются. Это приводит к сокращению экспорта и производства, отражается на финансово-экономическом состоянии предприятий. Сегодня на первый план выходят вопросы качества и себестоимости продукции, эффективности управления производством и диверсификации продаж. Мы не единожды обсуждали данную проблему. Тогда было принято принципиальное решение — то, что может сделать государство, мы должны прямо, честно и откровенно сказать: это мы делаем, а это по каким-то причинам делать не будем. На сегодняшний день, как я понимаю, правительство выработало подобные меры поддержки.
На каждом предприятии должны быть выработаны гибкие меры собственного реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы. Мы также об этом условились.
Если просто – это значит, что работать по накатанной в нынешних условиях не получится. Неслучайно глава государства ориентирует предприятия начинать с себя – снижать затраты, работать над улучшением машин и повышать уровень сервиса. Нужно не просто продавать, а предлагать гибкие финансовые механизмы расчетов, будь то кредитование или лизинг. У любого покупателя сегодня логичное желание – получать товар подешевле, и чтоб качество не страдало.
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
В 2013 году я поручал высшим должностным лицам курировать предприятия, испытывающие сложности с реализацией продукции. Исходя из достигнутых результатов видно, что этот механизм в нынешних условиях срабатывает слабо. Но, тем не менее, главным на предприятии является руководитель предприятия (директор), с него основной спрос.
Нам необходимо определить, что в первую очередь надо сделать для развития этих предприятий, также выработать системные подходы к решению стоящих задач.
Правительство сегодня предложило оказать поддержку крупным промышленным предприятиям. В течение недели будут подготовлены соответствующие документы.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Республики Беларусь:
Сформулировали (в докладе премьер-министра прозвучало), какие меры государственной поддержки должны быть оказаны тому или иному предприятию для того, чтобы они успешно завершили вторую половину этого года и год в целом. Меры по каждому предприятию совершенно разные, но в основном сводятся к реструктуризации той дебиторской задолженности, которая была накоплена в виду объективных причин. Президентом эти предложения правительства в целом были поддержаны. При этом президент поставил жесткое и справедливое требование, что все: начиная от директора предприятия, министра, вице-премьера и премьера должны отвечать в полной мере за то, чтобы, в конце концов, был достигнут результат.
Поддержка будет, но под конкретные бизнес-планы. Вот, например, БелАЗу аукнулись сложности горнодобывающих компаний. Многие инвестпрогарммы были заморожены. Спрос на самосвалы сократился. Топ-менеджмент завода ведет активные переговоры в почти тридцати странах мира. В этом году стоит задача заработать не меньше полумиллиарда долларов.
Олег Степук, первый заместитель генерального директора по технической политике и инновационным технологиям – главный инженер ОАО «БелАЗ»:
Одни из последних поставок — в Иран на $10 миллионов, во Вьетнам на $9,8 млн., в Болгарию на $7,4 млн., Монголия на $3,2 млн., Босния и Герцеговина на $3,3 млн и так далее. Это поставки на наши традиционные рынки. Но, естественно, мы сейчас занимаемся поиском новых рынков. Это и страны западной Европы, такие как Испания, Греция. Турция. В Азии: Таиланд, Малайзия, Мьянма, Филиппины. Латинская Америка: Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Бразилия. То есть выходим на новые рынки, ищем партнеров, ищем механизмы поставок.
Начались подвижки в снижении складских запасов Минпрома. Толчком для машиностроительного комплекса стали и последние переговоры на высшем уровне. Речь о сотрудничестве с Китаем, Индией и Пакистаном. После визита Александра Лукашенко в 2013 году в Индонезию объемы белорусского экспорта в эту страну удвоились. Все это время там испытывали технику МАЗа и БелАЗа, а сегодня уже получили заказ на 500 машин. По оптимистичным прогнозам правительства, Минпром по итогам года покажет хоть минимальный, но рост.
Виталий Вовк, министр промышленности Республики Беларусь:
Главная цель – сохранить компетенции, коллективы. Естественно, без рынка это сделать невозможно. Поэтому стоит задача работать не хуже, чем в прошлом году.
Все это поможет удержаться на плаву отечественным машиностроителям. Администрация президента и Комитет госконтроля будут вести ежемесячный мониторинг эффективности их работы.