За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии

Новости Беларуси. Уборка урожая – самая зрелищная часть летних полевых работ. За смену комбайн проходит около 60 гектар, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Средняя скорость машины – 3,5-5 километров в час. Если больше – жди потерь.

Работа комбайнера – тяжелый труд. Попробуйте в жару почти безвылазно управлять многотонной махиной. Иногда по 20 часов в сутки.

Корреспондент СТВ Ольга Петрашевская задалась вопросом о том, кто они – герои полей? Она умышленно выбрала не звезд республиканских «Дожинок», работающих на новеньких немецких комбайнах, а тех, кто и на 17-летней «Лиде» делает серьезный вклад в мякиш общего каравая. И это при том, что один из комбайнеров не намного младше машины, на которой работает. Отцы и дети в полевых условиях.

Не было бы за спиной телевизионщиков, конечно, не стал бы Геннадий Евгеньевич обходить своих же без очереди. Но коллеги не возмущаются. Понимают, что полевому товарищу сегодня нужно успеть и отсняться, и убрать по максимуму.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-1

Молодой человек рядом с нашим героем – урожай, который подарила семейная жизнь. Сын Артем и комбайн «Лида» – практически ровесники. И парень уже не первый год ухаживает за дамой с железным характером.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-4

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
Сын уже все почистил, пока я сюда дошел. Мы уже на равных работаем.

Артем Карпач, комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
Папа где строже – в комбайне или дома? Везде. И дома, естественно, про урожай разговариваем.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-7

Но перед выходом в поле не до разговоров. Если есть минутка, стараются еще раз заглянуть в душу комбайну и все перепроверить, чтобы потом наверняка работать без проблем. Но пока ждем с поля погоды. Геннадий Карпач старается улыбаться, но настроение не самое солнечное.

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
Соломка нервы успокаивает. Погоды нет, тучи ходят, а надо ехать жать. Пойдем ставить на пшеницу.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-10

Теперь я тоже знаю, что такое «поставить на пшеницу». Знаю, а потому с трудом могу представить, как с этой же миссией с легкостью справлялась жена Геннадия Евгеньевича.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-13

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
За столько лет это уже не романтика, а образ жизни. Как лето пришло – уже смотришь, как все начинает желтеть. Без нас ничего не будет, хлеб всему голова.

Место в кабине лишь для одного, так что пока отец жнет, сын следит за процессом, потом – наоборот. Такая схема неплохо экономит время: комбайнеру не нужно лишний раз выходить из кабины – знает, что родной помощник тут же подстрахует. Да и техника не простаивает: устал Артем – Геннадий Евгеньевич тут же появится за рулем.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-16

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
Конечно, сразу ни у кого ничего не получается, все через пробы и ошибки. Но со временем все сам начал понимать. Теперь я ему доверяю на все 100%, даже больше, чем себе.

Когда Артем был еще маленький, нашему герою на жатве помогала жена – сидела при полном макияже рядышком с мужем. Тогда и комбайны были попроще, а сейчас, конечно, и родная «Лида», признает Геннадий, отстает от молодых трудяг. Но он все же категорически не согласен, что добиваться серьезных результатов можно лишь на новинках с иностранными именами на бортах.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-19

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
На любой технике можно работать, главное душу вкладывать, тогда будет результат. Главное, чтобы комбайн не подводил, а чтобы не подводил, надо за ним смотреть, лелеять. Я всегда ее называю девочкой. По сравнению с «Лексионами» – там парни большие, а у нас девочка.

Но на этой 17-летней девочке пахать и пахать, – смеются Карпачи. В сезон комбайнеры не думают о выходных и не смотрят на часы: только в поле. Во время жатвы удается неплохо заработать, порой до 180 рублей в день. Но каждому, кто думает лишь о финансовом урожае, отец и сын предлагают всего лишь попробовать. Выдержать в ритме страды.

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
В 6 утра мы уже на работе. Бывает и до 10-11 вечера. Если нет росы, и до двух ночи жнем. Не каждый сможет высидеть в комбайне по 16 часов. Не то, что жать, а просто в замкнутом пространстве посидеть.

На обед – максимум 15 минут, причем не потому что подгоняют черпаком: Карпачам самим, похоже, и минуты на щи с пловом жалко. Вероятность дождя никто не отменял.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-22

Геннадий Карпач, старший комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
Мы едим в основном по очереди – один есть, второй жнет. Для вас сделали исключение.

Артем уже привык к недоумению сверстников, стремящихся любыми путями переехать в город. Он не хочет доказывать кому-то, а видит непаханое поле целей для себя. И на вопрос о престижности профессии отвечает очень по-мужски.

За столько лет это уже не романтика, а образ жизни: комбайнеры отец и сын о тяжести и секретах своей профессии-25

Артем Карпач, комбайнер ОАО «Лань-Несвиж»:
Не знаю, престижная ли. Самое главное, что мне нравится, я работаю. Я понял, что поле, комбайн и я – это совместимо.

Для них каждая жатва – своя, очень личная история. Не просто уборки зерновых, как об этом пишут в газетах, и не просто погони за показателями, которые растут каждый день на графиках. Страда Артема и Геннадия Евгеньевича – совсем про другое. И какое еще нужно золото, когда гордый отец – на капитанском мостике, а за штурвалом сын, позволяющий обоим быть на волне.