Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ

Новости Беларуси. Вы никогда не задумывались какой номер телефона набирают чаще других? И это не скорая помощь, милиция или МЧС. Оказывается, 115. Это в столице. За сутки по этому номеру звонят – внимание – до 12 тысяч минчан, то есть каждые 7 секунд, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Для сравнения: неотложку вызывают всего 1500 раз в день.

Скорую помощь для тех, у кого проблемы с коммуналкой, как эксперимент в столице запустили несколько лет назад. Сегодня служба 115 – это мозг огромного и сложного жилищно-коммунального организма 2-миллионного города. Но это только минский опыт.

Кстати, к нему не раз апеллировал Президент во время большого разговора 20 октября, где обсуждали работу всего ЖКХ. К дискуссии этой шли долго и, тем для нее, вопросов масса: капитальный ремонт, качество воды, работа коммунальщиков и, конечно, тарифы.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-1

Если обобщить задачи, которые Президент поставил 20 октября, то формула такова: ЖКХ должно работать качественно, прозрачно и при этом окупаемо, но вовсе не за счет сверхвысоких тарифов для населения. А вот как – здесь нужно искать собственные резервы. Сегодня каждый третий белорус недоволен работой коммунальщиков. В общем, поле для работы над ошибками есть.

ЖКХ – это кровеносная система страны. По трубам, сетям, как по сосудам в наши дома поступают жизненно важные элементы: вода, тепло, свет.

В наследие от советских времен «хозяйство» досталось с немалым грузом проблем. В 90-е сфера финансировалось по остаточному принципу. В итоге жилищно-бытовые проблемы только накапливались. Именно поэтому понадобилось реформировать всю структуру. Процесс – небыстрый, учитывая имеющееся количество проблем.

Коммунальщики в очередной раз анонсировали повышение цен на жилищно-коммунальные услуги. Сейчас чиновники работают над согласованием так называемой «тарифной тетради». А тем временем, «жировки» все ощутимей бьют по карману. В сентябре повысили тарифы на 8% . И это при том, что с ноября все объективно будут платить больше в связи с включением отопления.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-4

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Ставлю задачу для всех: с 2018 года проводим разовое повышение тарифов только на $5 и в дальнейшем – никакого роста без моего ведома. Тарифы должны быть подъемными для народа. В этой связи я уже сказал правительству, Комитету государственного контроля детально проверить. И 1 января 2018 года утвердим эти тарифы с новым решением президента.

В Беларуси население не доплачивает за ЖКУ – остаточная финансовая нагрузка ложится на предприятия. Это и есть так называемое перекрестное субсидирование. Слухи о том, что коммуналку для населения догонят до 100% оплаты, страну будоражат не первый год. Действительно, сменить коммунальный курс планируют к 2020. Но Президент поставил ряд условий: процесс должен идти за счет повышения эффективной работы отрасли и дальнейшего снижения затрат. Плюс должна реально вырасти зарплата. Но даже при таком раскладе государство не снимает с себя ответственности за тех, кому действительно нужна помощь. Систему безналичных жилищных субсидий доработают.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-7

Александр Лукашенко:
Ни один человек, ни одна семья, которые не имеют возможности оплатить ЖКУ, не должны оставаться без помощи государства. Однако меня информируют о том, что система начисления субсидий недоработана, из-за чего не все нуждающиеся в господдержке учтены. Недопустимо, чтобы эта структура стала еще одним нахлебником, посредником между государством и людьми и, как я уже говорил, жировала за их счет.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-9

Самая дорогая статья в «жировке» – отопление и подогрев воды. Стоят эти услуги до 30% от всей коммуналки. Причем рядовой потребитель платит только 16,8% от себестоимости. Здесь Президент потребовал искать резервы для экономии.

В пример – витебские котельные на местных видах топлива.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-12

Василий Шнитников, заместитель главного инженера витебского предприятия котельных и тепловых сетей:
Снизили себестоимость одной гикалории. Если по сравнению с первым полугодием 16-го она составляла 76 рублей на выпуск 1 гикалории, то после проведения реконструкции она составила 63 рубля.

И опять возвращаемся к советскому наследию. В те времена строили с размахом, сегодня – пожинаем плоды: когда 2-3 дома отапливает отдельная котельная. Причем из-за старых коммуникаций часть тепла теряется еще на подходе к квартирам. Плюс – вопрос к энергетикам – как они считают тарифы? Завышение цен, чтобы поправить собственное материальное положение, недопустимо.

Александр Лукашенко:
Закупка топлива у посреднических структур и без проведения соответствующих конкурентных процедур также ведет к завышению себестоимости тепловой энергии. Такие факты были выявлены в Полоцке, Бресте, Скиделе. Установлены случаи значительной разницы в стоимости – аж до 2 раз древесного топлива, приобретаемого органами ЖКХ в пределах одного района. И там тоже сейчас работают правоохранители.

Существующие проблемы в ЖКХ в стране не замалчивают. Но даже при таком раскладе наша коммуналка выглядит «копеечной» по сравнению с коммуналками соседних стран. В Украине оплата коммунальных услуг обходится в 40% от средней зарплаты по стране, в Латвии этот показатель – около 30%. В Беларуси – семейный бюджет становится легче всего на 7%.

Александр Лукашенко:
Когда-то, может, и мы подойдем к этому, но не сегодня, наверное, и не завтра. Тем и отличается наша модель от зарубежных.

Я часто говорю по-народному: бухтеть умеют все: мало зарабатываем и прочее. Пожалуйста! Пожалуйста – тебе не 500 долларов, а 1000! Но заплати за всё, начиная от детского сада, школы, образования до 100% коммунальных услуг. И тогда посмотрим, кто выигрывает. Чего нам сравнивать с Литвой заработную плату, когда мы здесь такие услуги оказываем населению?

Александр Лукашенко:
Этого допустить нельзя. Поэтому пусть приходят частники. Тарифы будут обозначены. И пусть работают в этой ситуации. Останется проконтролировать только качество их работ. Но вы знаете, что любой частник, придя в эту сферу, будет смотреть, прежде всего, в свой карман: как это дороже взять, чего-то недоделать, чего-то не сделать, где-то некачественно обойти. А деньги в карман положить. Поэтому не спешите разрушать ныне действующую структуру в угоду каким-то сомнительным компаниям и мероприятиям.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-15

Раиса Дяченко, житель поселка Голынец, Могилевский район:
Первым элементом ЖКХ, придуманным человеком, был водопровод. И нужно признать, что многое меняется вокруг нас, а вот простейшая система «источник-труба-кран» остается. Вот только качество воды все еще вызывает вопросы. Обеспеченность станциями обезжелезивания в стране сегодня – лишь 42%. Это значит, из крана течет не кристальная, а ржавая вода.

Раиса Дяченко:
Нынче вода более-менее, а раньше была – какао с молоком, А то и кофе с молоком.

Раиса Ивановна после этого из водопроводной воды готовить пищу перестала. Как и еще полтысячи жителей поселка ходит за родниковой за 2 километра от дома. Анализы показали превышение нормы железа в 9 раз! Рыжий цвет, неприятный вкус.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-18

Галина Сысоева, житель поселка Голынец, Могилевский район:
Мойкой, водой пользовались. Но для того, чтобы вы поняли, давайте покажу наши фильтры самодельные. Это вот губка, а это – салфетки.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-20

Несколько месяцев назад в Голынце станцию обезжелезивания воды все-таки построили. Сейчас она работает в режиме наладки. Но трубы ведь не меняли – говорят жители.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-22

Владимир Мелех, директор Могилевского унитарного коммунального предприятия «Жилкомхоз»:
Анализы по «химбак» соответствуют. Привкус воды здесь сложно судить, на что он влияет. Но по качеству воду на здоровье людей это никак не отражается.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-24

Подниматься вверх по лестницам белорусам помогает около 33 тысяч лифтов. Из них порядка 15 тысяч нуждается в срочной замене. Решить эту актуальную проблему коммунальному хозяйству будет очень непросто. Президент дает срок до 2020 года. На кону – безопасность людей.

Александр Лукашенко:
Требую, чтобы до 2020 года весь лифтовой фонд был приведен в надлежащее техническое состояние. Ссылки на недостаток средств не принимаются. Наш завод в Могилеве производит отличные современные лифты. Договаривайтесь.

С другой стороны, и промышленники должны позаботиться о качестве своей продукции.

Технологии совершенствуются с каждым днем, а сроки, например, эксплуатации лифтов по-прежнему где-то 25 лет. Может, пора подумать над их увеличением, над повышением эксплуатационных характеристик?

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-27

В этом доме новый лифт уже несколько дней радует жильцов. Установили в рекордные сроки – за 28 дней.

Валентин Юшкевич уже 12 лет, как на пенсии. Живет на 7 этаже. Говорит, по ступенькам в его возрасте уже не находишься, ведь старый лифт подводил не раз. А этот и едет быстро, и экономит электроэнергию.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-30

Валентин Юшкевич, житель Гродно:
Раньше старый лифт был, плохой. А теперь отличный – на 100%.

Почти половина жилого фонда в нашей стране – наследие еще хрущевской эпохи. В этом доме в Гродно капремонт сделали год назад. Но у жильцов по-прежнему остались вопросы. Особенно остро они стоят осенью в сезон дождей. Чуть ливень – крыша течет, подвал затапливает.

Иосиф Новик и Людмила Матвейчик – старожилы этого дома: живут здесь уже почти 40 лет. Говорят, раньше проблем с водой у них не было. Только в последнее время сырость в подвале начала не на шутку вызывать тревогу. За картошкой – только в резиновых сапогах и в спецодежде.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-33

Людмила Матвейчик, житель Гродно:
Какой капитальный!? Когда нам сделали крышу, то еще хуже стало – заливать стало больше. То ли они не подняли ковер на водостоки, то ли уклон там неправильный. Я воевала с ними. Сколько они стояли, столько я с ними воевала.

Ежегодно каждый житель производит 300 килограммов мусора. Как результат – существующие полигоны просто не справляются. Выход – в мусороперерабатывающих предприятиях.

Александр Лукашенко:
Для захоронения всего объема коммунальных отходов в Республике используется 168 полигонов и 1500 мини-полигонов в сельской местности.

Более 90% из них построены во времена СССР.

Мы знаем, что это за полигоны и мини-полигоны. Летая над страной, я это очень хорошо вижу. Новому министру природных ресурсов поставлена железная задача разобраться с теми, кто отвечает за эти полигоны, и особенно с теми, кто эти полигоны создает, где попало. То есть замусоривают леса, дороги, придорожные полосы и так далее. Вы знаете, о чем идет речь. Действуйте!

Мощности этих полигонов в настоящее время исчерпаны, эксплуатация не обеспечивает безопасного содержания отходов. Наиболее остро проблема стоит для нашей столицы.

На полигоне «Северный» за период его эксплуатации с 1981 года захоронено 25 миллионов тонн отходов, что более чем в 7 раз превышает проектные нагрузки. И гора отходов уже видна при подъезде к городу за несколько десятков километров. И из космоса очень хорошо.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-36

«Северный» – свалка, которая видна не то что с высоты птичьего полета – из космоса! Сегодня она закрыта. На ее месте вырос современный завод.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-38

Владимир Кравцов, председатель Гродненского городского исполнительного комитета:
Есть немало интересных подходов по более глубокой переработке мусора с извлечением всего ценного, что есть – вторичных материальных ресурсов. Есть мировой опыт, где глубина извлечения вторичных материальных ресурсов – более 50. А для этого надо еще другие технологии.

Перенимать опыт и вместе решать проблемы. Во Дворце Независимости совещание больше походило на мозговой штурм. Реформировать ЖКХ по примеру минского – вариант действенный. Например, внедрить по всей стране единую систему обращения граждан.

Александр Лукашенко:
Население в 115 шлет все претензии и заявки.

Андрей Шорец, председатель Минского городского исполнительного комитета:
Все фиксируем, обрабатываем и независимо проверяем – выполнено или нет.

Александр Лукашенко:
В этой части, что плохо, если бы Мстиславский район или другой район имел единый центр заявочный и контроль за исполнением решений.

Андрей Шорец:
Объемы города большие – 750 тысяч лицевых счетов. Насколько в маленьком райцентре найдется возможность создать заказчика, нанять исполнителя и через контакт-центр проконтролировать.

Александр Лукашенко:
Вы говорите: «Во многих есть». А почему не во всех? Это же хорошо. Человек должен знать: в городе, агрогородке, маленьком городе – Мстиславле – или в деревеньке – по такому телефону позвони, и там будет твой зафиксирован звонок, и люди на это отреагируют. Вы что увидели в этом плохого, слабые места?

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-41

Анатолий Лис, председатель Брестского областного исполнительного комитета:
Мы можем найти плохой пример и в службе 115. сегодня неприемлемо для малых районных центров, допустим, создание этих служб. Эта система, которая ест, должна внедряться. Элементы ее необходимо внедрять везде. Только в каких объемах и для чего?

Вот вы коснулись темы лифтов. От того, что граждане будут нам звонить – не зависимо – в 115 или в облисполком, или еще куда-то – от этого лифт не отремонтируют. Для этого надо нам найти деньги и заменить.

Что имеем, в чем проблема и что будет дальше? Подводим итоги семинара по вопросам оптимизации ЖКХ-44

Удачный опыт – работа хаус-мастеров. Но в регионах свой взгляд на эти вопросы.