Беларусь и Китай заключили контракты на 100 млн долларов
Всепогодное, всестороннее, стратегическое – именно такими на первый взгляд красивыми эпитетами, а на самом деле очень четкими дипломатическими формулировками Китай характеризует отношения с Беларусью, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Основа прагматичной экономики – взаимовыгодные связи с регионами Поднебесной. И здесь мы намерены использовать очень хороший опыт межрегиональных связей в Союзном государстве. И Китаю эта стратегия также по душе.
Одна из таких площадок – китайская провинция Шаньдун со стомиллионным населением. Именно здесь прошел международный форум регионов-побратимов, собравший более 50 стран. Беларусь представил наш северный регион.
Вернулись с более чем внушительным портфелем контрактов на 100 млн долларов. Но дело не только в крупной сумме. Отношения с Китаем – это очень важные инвестиции в будущее.
Анжелика Никитина, заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета:
На самом деле мы очень давно и плотно сотрудничаем с провинцией Шаньдун. Наши, наверное, первые встречи, как вы сказали, всепогодной дружбы начались еще в 2006 году. В 2019 году на первом форуме городов-побратимов, куда была приглашена Витебская область, мы подписали соглашение о сотрудничестве.
На этом форуме мы подписали дорожную карту по сотрудничеству на 2025-2030 годы. Мы поставляем сегодня в провинцию Шаньдун кондитерские изделия, мясо-молочную продукцию, продукцию деревообработки.

Давайте попробуем развить этот тезис про межрегиональные отношения. Не только глобально Минск и Пекин, а, например, Витебская область – провинция Шаньдун. В чем здесь выгода, учитывая, что китайские провинции по размеру превосходят многие государства мира?
Анжелика Никитина:
Провинция Шаньдун, наверное, для Витебской области, хотя у нас заключено ряд соглашений с китайскими провинциями, самая близкая. Потому что именно свои договоренности мы и подтверждаем региональным сотрудничеством. Мне кажется, на уровне регионов, предприятий, бизнес-кругов проще найти какое-то взаимопонимание, чем доводить его до уровня областного либо республиканского. Это уже конкретные цифры, конкретные проекты и конкретное видение развития ситуации.
Как пример, Оршанский мясоконсервный комбинат еще с ноября начал поставку консервов, уже есть договоренности о поставках домашнего текстиля и тканей для пошива льняной одежды, льняного текстиля в провинции Шаньдун.

В экономике очень важна логистика. Самолеты летают уже давно, теперь еще и поезда. А это огромный потенциал грузоперевозок. Какие выгоды от этого проекта видятся вам, в том числе для северного региона?
Анжелика Никитина:
Естественно, для Витебщины особенно есть выгода в части этого поезда. Во-первых, Витебщина (и в частности, Оршанский регион) находится на пути следования «Один пояс – один путь». Для этого мы создавали и свободную экономическую зону «Бремино-Орша», формировали пункты выгрузки, погрузки, всевозможные терминалы. И не только железнодорожные – авиа и транспортные.
Чтобы можно было бы пользоваться этим транспортным логистическим узлом, в том числе для перегрузки грузов, которые будут идти из Китая, и перенаправления их в Российскую Федерацию. Поэтому для нас это определенно важно. Это еще наш рывок в развитии с китайской стороной. Мы все-таки тоже на него рассчитываем.