Новости Беларуси. От сельского учителя до председателя Верховного Совета БССР. Ивану Шамякину на этой неделе исполнилось бы 95. Народный писатель Беларуси стал летописцем двух эпох: советской и новейшего времени. Его романы «Глубокое течение», «Тревожное счастье», «Сердце на ладони» стали классикой литературы. Шамякин написал 130 книг, которые вышли общим тиражом в 25 миллионов экземпляров. Но главный роман его жизни – история любви Ивана Петровича и Марии Филатовны.
Почти на каждой фотографии – новый галстук. Шамякин привозил их из заграничных командировок и мог похвастаться большой коллекцией – более 100 штук. Должность обязывала выглядеть с иголочки. Он построил блестящую карьеру: от сельского учителя до председателя Верховного Совета БССР, более 20 лет работал в руководстве белорусского Союза писателей, его книги читали во многих странах мира на разных языках.
При Шамякине была большая писательская конкуренция. Вот что говорил о своих коллегах белорусский комедиограф, лучший друг Шамякина Андрей Макаёнак.
Андрей Макаёнак:
Если построить поэтов в шеренгу и рассчитаться на первый-второй, мы услышим: «первый, первый», первый, первый». Никто не скажет «второй».
Шамякин тоже был первым. Он создал целый пласт литературы. В советские годы его книги стали настоящими бестселлерами. «Глыбокая плынь», «Сэрца на далоні», «Пяшчотнае шчасце» – каждое название как своеобразный нерв – живой, человеческий, ощутимый. Истории он брал из жизни и как тонкий психолог переплетал характеры героев, войну, любовь и мирную жизнь, в которой эхом отдавалась та самая война.
Маргарита Касымова, режиссер х/ф «Глубокое течение»:
Роман Шамякина не пафосный, он земной. Очень человечный. Там нет высочайшего плана, стратегических проблем. Это роман о людях, о простых белорусах, которые в тяжелую годину встали за свою землю.
Критики назвали Шамякина летописцем двух эпох – советской и постсоветской. Его первый роман «Глубокое течение» экранизировали после смерти писателя, а в 1951 году за него он получил Сталинскую премию – по тем временам приличный гонорар. За него он построил дом в деревне и купил знаменитую «Победу».
Татьяна Шамякина, дочь И. П. Шамякина, заведующая кафедрой белорусской литературы филологического факультета БГУ, профессор:
Навучыўся вадзіць і яшчэ даволі невопытным вадзіцелем паехаў у Адэсу, павёз усю сем’ю. І там ён падбіў машыну сына Алексея Талстога.
Но в жизни мастера были не всегда победы. Он рано остался без родителей, прошел всю войну от Мурманска до Берлина. Свою первую повесть «Помста» писал на трофейной бумаге в Германии. С ней в конце 1945 года еще в гимнастерке впервые приехал в Минск на пленум писателей.
Самые счастливые годы Шамякиных прошли на Карла Маркса, 36. Здесь они жили 16 лет: с 1953 по 1969 годы. Этот дом можно назвать самым литературным в Минске, да и, пожалуй, во всей Беларуси. Только представьте: семья Шамякиных жила на четвертом этаже, напротив них – Иван Мележ. Над ними – Янка Брыль и Ян Скрыган. Под ними – Петр Глебка и детский писатель Василь Витка.
Неудивительно, что при таком соседстве и с таким окружением все дочери Ивана Шамякина выросли знатоками белорусского языка.
Татьяна Шамякина, дочь И. П. Шамякина, заведующая кафедрой белорусской литературы филологического факультета БГУ, профессор:
Таксама філолаг. Мама філолаг. Закончылі у пачатку 50-х гадоў філалагічны факультэт педінстытута.
Режиссер и оператор Владимир Цеслюк в 2000 году увековечил на пленке память о Шамякине. Последнее видеоинтервью писателя. Оно длилось больше двух часов. Иван Петрович заметно похудел. Не принимал лекарства и не скрывал, что не хочет жить без Марии Филатовны. Этому роману Шамякина завидовали многие коллеги-писатели: 58 лет супружеской счастливой жизни. За это время Иван Петрович написал больше, чем кто-либо из белорусских писателей, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.