Для тех, кто хочет лучше разобраться в происходящем в мире и понимать, как эти процессы, события и люди отразятся на жизни каждого и жизни страны. О главных событиях мировой политики этой недели рассказали в программе «САСС уполномочен заявить» на СТВ.
Надежда Сасс, СТВ:
Ближний Восток ближе к миру, чем когда-либо, или это затишье?
Вадим Гигин, председатель правления Белорусского общества «Знание», кандидат исторических наук, политолог:
Вопрос, конечно, гипотетический. Ближний Восток находится в синусоиде, где кризисы и открытые столкновения сменяются не затишьем, а компромиссом. И такие периоды были в истории Ближнего Востока. Но сейчас, наверное, мы можем говорить о тектонических изменениях, которые там происходят. Здесь принципиальная позиция Ирана. Это, конечно, сирийская проблема, выход на ее решение. Это амбиции Турции, это изменения политической системы в Израиле, это позиции арабских нефтяных монархий. Все, что происходит там в эти дни, месяцы, приведет к значительным изменениям ситуации не только на Ближнем Востоке, но и повлияет в целом на мировую политическую ситуацию, потому что нефть – кровеносная система современной экономики. Мы видим, там серьезно усиливаются позиции КНР. Эти страны постепенно (те же арабские нефтяные монархии) уходят от своей устойчивой проамериканской ориентации, которая была. А для американцев это принципиально, там находятся их интересы. Они на протяжении многих десятилетий держали руку на пульсе того, что там происходит. Не только руку на пульсе, а они фактически управляли многими процессами, происходившими в этих странах. Мы можем каждый аспект отдельно разбирать: и по вооружению, и по деньгам, по отношениям элит – вплоть до того, куда они отправляют учиться своих детей, тех же наследных принцев, с кем они поддержат отношения. Все это создает долгосрочные треки, которые будут влиять на международную обстановку.
Каринэ Геворгян, политолог, востоковед (Россия):
На фоне де-факто паралича серьезных международных организаций, прежде всего ООН, становится очевидным, что тех институтов, которые были созданы и действовали на Ближнем и Среднем Востоке, статус повышается. Совершенно очевидно, что все представители стран Ближнего и Среднего Востока приняли решение идти по пути развития национальных государств и взаимодействовать, несмотря на те противоречия и конфликты, которые у них потенциально или реально имеют место быть. Поэтому они пошли по пути урегулирования конфликтов, как это сделали Иран и Саудовская Аравия. Надо сказать, они долго к этому шли. Надо отметить еще, что конфликты инициировала Саудовская Аравия, но при этом именно сейчас министр иностранных дел Саудовской Аравии делает заявления, которые кому-то показались бы невозможными еще год назад. Он сказал: я с таким нетерпением жду встречу со своим иранским коллегой. На дипломатическом языке это много чего значит. Хотя он с ним встречался. И не раз.
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Читайте также:
«Звезда Давида никогда не станет звездой на флаге США». Об отношениях Израиля и Америки рассказал Гигин
Китай, Беларусь, Россия и Иран – какие общие интересы у этих стран? Мнением поделился Александр Шпаковский
Что происходит между Ближним Востоком и США сейчас и с чего началась история сотрудничества? Рассказал Максим Сучков