Время авторской журналистики. Алексей Дзермант и его рубрика «Смыслы» в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Время авторской журналистики. Алексей Дзермант и его рубрика «Смыслы» в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Алексей Дзермант, политолог:
Часто ли вы задумываетесь над значением слов, которые произносят с высоких трибун, описывая ту или иную политическую или экономическую реальность. Возьмем, например, слово «демократия». Вроде бы это должна быть власть большинства, хотя уже в Древней Греции слово «демос» означало отнюдь не большинство населения древнегреческого полиса. На современном Западе, который считает себя родиной и хранителем истинной демократии, она давно уже превратилась во власть меньшинств: либо элитарных, находящихся в тени и оттуда управляющих публичной политикой, либо нарочито кричащих, особенно на парадах извращенцев о своих якобы нарушаемых правах.
Мы в Беларуси понимаем демократию как власть большинства, которое через выборы и референдумы делегирует, наделяет правом решать важнейшие вопросы в стране прежде всего Президента, назначающего правительство. Также большинство выбирает депутатов разных уровней, которые обеспечивают обратную связь с людьми. Но есть еще одна важная формула, которую мы часто слышим, но не всегда понимаем ее суть – социальное государство. Государство, действующее в интересах общества. И белорусский смысл, понимание этого термина лично мне помог раскрыть Президент во время недавнего выступления на медиафоруме в Могилеве. Вот что он тогда сказал.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Я все чаще, осмыслив все это и эти процессы (вижу, как мои коллеги начали к этому относиться), подбрасываю вам тезис, что это нам навязано специально, потому что никакого свободного рынка (спрос-предложение) нет и никогда не было. И навязан нам этот тезис даже не Западом в те времена – Соединенными Штатами Америки. В этой ситуации навязать нам рынок, а я называю это простым словом «хаос» в экономике, было очень просто. Мы этим путем не пошли. Почему – анализируйте сами. Но это была моя позиция – идти от земли. Я понимал, что если мы на куски порежем в сельском хозяйстве землю, то некому ее будет просто отдавать. Мы и сейчас на крупнотоварные производства днем с огнем, тяжело ищем руководителя. Возьмите Украину. Все начиналось отсюда: олигархи, поделили… Драться начали – драка привела к внутреннему конфликту, к майдану. Там, где ринулись так безоглядно в рынок постсоветские республики, практически ничего не получили. А Китай достиг таких высот благодаря тому в том числе, что они не отказались от планирования.
Алексей Дзермант:
Может быть, кто-то и не согласится со мной, но я бы назвал эти тезисы Президента социалистическими. То есть мы не просто говорим о социальном государстве, а почему можно вести речь даже о белорусском социализме. При этом нужно понимать, что в обновленном социализме, который строят у себя, например, Китай, Вьетнам, Венесуэла и ряд других стран, вовсе не отрицается рыночная экономика и частная собственность.
Подробности в сюжете.