Новости Беларуси. Она повторила судьбу Хатыни. В деревне Шкленниково Мядельского района сегодня вспоминали трагедию 73-летней давности, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
27 сентября 1943 года немецко-фашистские оккупанты испепелили поселок, сожгли заживо 16 местных жителей.
Полсотни дворов, в каждом – семья: взрослые, дети; у каждого своя жизнь и так уж случилось одна история.
О том, что через их деревню отступают немцы, сельчане узнали 27 сентября.
Кто мог – бежал. Прятались в болотах. Пять дней без еды, воды. Казалось, куда бы хуже. Но дома оставались старики, больные и инвалиды.
Анастасия Бенедисюк, СТВ:
Шел 828 день войны... И четвертый – освобождения Беларуси. Деревня Шкленниково (тогда она была партизанской) – 27 сентября 1943 года от нее останется лишь пепелище. 16 мирных сельчан сожгли заживо. Пол, возраст – не пощадили никого. Тех, кто был помоложе, угнали в Германию.
Татьяне Михайловне было три года, когда их семью разлучили: дядю расстреляли, а ее с матерью и братом Мишкой вывезли в Германию.
Вернуться в родное село она сможет лишь спустя два года, этой же порой.
Татьяна Чернявская, жительница деревни Шкленниково:
Там много наших людей было, в Германии. Вот, эти были: все соседи, все-все, людей много. Вернулись – ничего тут не было. Моя земляночка была там.
А напротив тот самый сарай... Взгляд старушки невольно упадет на гумно Руслана Мусины. Вроде, говорит Татьяна Михайловна, оно (его, правда, отстроили уже после войны) и стало местом сожжения и дяди ее, и односельчан.
Под страхом смерти фашисты согнали в него женщин, мужчин, держали всю ночь. На утро расстреливали из автоматов, добивали пистолетными выстрелами. После такой кровавой расправы гитлеровцы просто сожгли Шкленниково.
Бранислава Богуцкая, жительница деревни Шкленниково:
В этот день мы картошку копали. Паутина, тепло, осень. А из-за леса, отсюда 25 километров, пламя было видно.
Деревня была огромная, и вся горела. А вечером всё небо в крови было… ярко было.
Брониславе Михайловне было 10, в тот день она потеряла бабушку – у нее часто отдыхала летом. И ее фамилия, и фамилия дяди Татьяны Михайловны высечены на обелиске.
Ежегодно этим днем здесь собираются родственники, местные жители.
Минута молчания, цветы... Останки павших в братский могиле захоронил один из выживших, когда немцы ушли из деревни.
Анатолий Войнилко, председатель Мядельского районного исполнительного комитета:
Это трагедия не только одной этой деревни, а в целом трагедия всей нашей республики. Только один такой пример, и сегодня у нас проходит митинг. Недалеко здесь деревня Брусы. То же самое, с такой же судьбой.
Всего только в Мядельском районе в этот день 73 года назад было уничтожено 8 деревень. За годы же войны были сожжены более 9000 деревень Беларуси.