Каким был Минск в первые послевоенные годы?

Любовь Дмитриевна Усова из семьи строителей совсем юным архитектором приехала в послевоенный Минск — по распределению вслед за мужем, оставив позади Москву и работу медсестрой в госпиталях.

Ей ничего не стоило самостоятельно построить дом. Восстановить из руин — тем более.

Любовь Усова, архитектор:
Приехали в Минск, и вдруг такой ужас. Я вообще себе все что угодно могла представить, но то, что мы увидели в городе — это трудно передать.
Мы ходили по городу, смотрели, что можно еще сохранить, что надо выкидывать-сносить.

Фото. Архитектор Любовь Усова

Дымящийся хаос и груды кирпичей — вот что представлял из себя Минск. 80% построек было разрушено. И если некоторые административные здания частично сохранились, жилых домов не осталось практически ни одного. Людям просто негде было ночевать.

Около главного корпуса Технического университета, Любовь Дмитриевна не была уже давно. А ведь ее фамилию тут знают и читают ежедневно. Именно Усова в 46-ом занялась восстановлением тогда еще Политехнического института.

Любовь Усова, архитектор:
10 лет я его строила. С начала до конца, как говорится, с фундамента восстановила.

Общежитие при БНТУ и пристройка — спортивный комплекс — также проекты Любови Усовой. «Придворный архитектор», как и ее коллеги того периода, творили в господствующем и единственном стиле в период возрождения Минска: в Советском классицизме или иначе - Сталинском ампире.

Список ее проектов и участия в них увеличивался: здание Театра юного зрителя, Дом на Привокзальной площади, пристройка к гостинице «Беларусь», Парк Горького...

Михаил Гаухфельд,  главный архитектор УП «Минскпроект», первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов:
Город, несмотря на свою более чем почти тысячелетнюю историю, фактически сохранился лишь в том, что создано в послевоенный период — последние 65 лет.

Любовь Усова, архитектор:
Была главная задача в то время — создать Привокзальную площадь. Старый вокзал стоял, была полуразрушенная площадь авто. Пригородного вокзала вообще не было.

В Минск съезжались строители и архитекторы из всего Советского союза. Уже не секрет, что в работах участвовали и военнопленные немцы.

Михаил Гаухфельд:
Сегодня есть два противоположных мнения у специалистов. Правильно ли было сделано, что на территории исторического центра был положен так называемый транспортный крест на Ленина и современной Немиге. Этим самым рассекли исторический центр, сделали его транспортно более проездным-проходным.

Улица Советская - нынешний Проспект Независимости - выросла всего за пять лет. Вместе с ней возвели и здание Главпочтамта. Именно здесь во внутренних интерьерах, еще, будучи мастером на практике, начинал свой архитектурный путь Вальмен Аладов. В этот же период Вальмену Николаевичу доверили колонны здания Управления Белорусской железной дороги.

Вальмен Аладов, Заслуженный архитектор БССР:
Были выложены кривые, непонятные колонны. А я, вооруженный теоретическими знаниями Московского архитектурного института, предложил, как это исправить.

Здание Института механизации и электрификации сельского хозяйства, целая серия типовых проектов жилых домов... но с декором в этих проектах Вальмену Николаевичу «развернуться» не давали: в 54-ом так называемые «архитектурные излишества» решили искоренять.

Вальмен Аладов, Заслуженный архитектор БССР:
В России еще хуже было. Но я, наверное, в этом отношении принял наибольшее участие в восстановлении Беларуси.

Чтобы снова «поднять» Минск использовались все возможные ресурсы. И архитекторам, и строителям хватало вдохновения и на новшества.

Именно Вальмен Николаевич в свое время нашел верное решение в работе над проектом Центрального универмага.

Михаил Гаухфельд:
На сегодняшнем этапе одна из наших основных задач — сберечь все, что на сегодня создано, реставрировать. И сберечь не только архитектуру, но и наследие, и ту структуру города, в которую включены очень многие зеленые пространства.

Руины исчезли уже в 52-ом. А к 1958 году город был восстановлен и расширен. Иначе говоря, построен заново.

Михаил Гаухфельд:
После войны в Минске оставалось 50 тысяч населения. Первый генплан после войны был составлен с перспективой роста до 500 тысяч, сегодня у нас 2 миллиона.

Город вернулся. Началась спокойная жизнь. Тихие будни. Но в этих тихих буднях и была сладость Победы. В отреставрированной архитектуре - громаднейшая работа тех, кто не считал минут труда... и тех, кто это не считал трудом.

Любовь Усова, архитектор:
Мы жили этими объектами, не считаясь со своим личным временем.

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны

Фото. Восстановление Минска после войны