Идём на взлёт! В каком году состоится премьера белорусско-российского самолёта «Освей»?
Белорусско-российское сотрудничество в военной сфере – то, чему можно позавидовать. Что говорить, только за эту неделю благодаря союзнику приросли технически. Во-первых, истребителями Су-30СМ2. Модифицированной версией тех, что несколько лет стоят у нас на вооружении, только более современными и функциональными. Во-вторых, к нам пришли новые вертолеты Ми-35. Все по плану.
Авиационная белорусско-российская коллаборация набирает высоту. Когда пару лет назад Александр Лукашенко обмолвился о мечте создании белорусского самолета, многие, возможно, и вы тоже, вскинули брови, но уж точно не поверили. А зря. «Освей» уже обретает свои черты.
Глеб Прокофьев продолжит тему.
Пристегните ремни, белорусско-российское авиастроение идет на взлет! Такую команду планируют дать в 2026-м, а пока в цехах Барановичей и Екатеринбурга авиастроители кропотливо работают над премьерой. «Освей» – легкий многоцелевой 19-местный турбовинтовой самолет. Союзные крылья должны стать достойной заменой зарубежным аналогам.

Андрей Тучин, главный инженер 558-го авиационного ремонтного завода:
Поскольку решение в России принято – перейти на собственную авиацию, обязательно нужно сделать самолет, скажем так, аналог тем летательным аппаратам, которые на сегодняшний день имеются. Это чешский L-410, Сessna Caravan американский и Twin Otter канадский. Вот они по характеристикам и по назначению очень близки к разрабатываемому самолету.
Благодаря «Освею» на 558-м авиаремонтном заводе появятся новые производственные площадки. Их будет три. Одна из них самая масштабная – площадью 17 тысяч квадратных метров. Для понимания – это почти 3 футбольных поля. Там будет финальная стадия производства – сборка самолетов. Пропускная способность – до 30 в месяц. В целом увеличение мощностей завода позволит расширить производство деталей и сборочных единиц для других типов летательных аппаратов, которые активно заказывают у барановичских авиастроителей коллеги из России.

Глеб Прокофьев, корреспондент:
Этот ангар площадью в 900 квадратных метров. Здесь будут изготавливать отдельные мелкие детали самолета, такие как двери, люки, закрылки. Сейчас здесь работы на заключительном этапе строительства.
Строительство производственной площадки – одна из самых простых задач. Куда более сложная и важная – создание конструкторской и производственной школы. Сейчас остро стоит кадровый вопрос.

Дмитрий Пантус, председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси:
Создать школу, создать этот научно-технический задел – это очень сложно. Подобрать кадры, обучить кадры. Мы в данном случае, конечно же, используем возможность обучения наших специалистов в Российской Федерации, в других странах. Но параллельно с этим процессом мы работаем и с нашими вузами.
Это студенты Барановичского госуниверситета, они же действующие сотрудники 558-го авиаремонтного завода. Успешно совмещают учебу с работой. Мало того что они получают и стипендию, и зарплату, так еще и такой карьерный старт.

Антон Бусько, инженер-технолог 558-го авиационного ремонтного завода:
Мы здесь получаем очень много практического опыта, который получить в университете довольно-таки сложно. Нужно открывать много книг, нужно очень много впитывать различной информации, которую тебе мало кто может объяснить. То есть рабочие, которые объясняют все, все понятным языком.
Молодые кадры станут участниками команды, которая будет трудиться над производством «Освея». Напомним, что самолет должен стать многофункциональным. Будет перевозить как грузы, так и людей. Также самолет можно посадить на неподготовленные грунтовые полосы и даже на воду. Лишь необходимо установить поплавковое шасси.

Андрей Тучин:
Ввиду того, что он многоцелевой и у разных заказчиков разные цели, к сожалению, возникают сложности при определении как облика самолета, так и технических решений при его разработке. Но в настоящее время отдельные характеристики самолета, которые не устраивали того или иного заказчика, приводятся к консенсусу с точки зрения унификации наиболее важных характеристик. Поэтому за последний год претерпел проект ряд существенных изменений. В том числе и во внешнем облике.
В нашей стране отработана технология производства компонентов и элементов. Но вступая в так называемый клуб авиапроизводителей, Беларусь открывает для себя новые возможности для развития. Ведь сегодня авиастроительную отрасль можно смело назвать одним из маркеров технологического суверенитета.

Георгий Гриц, экономический аналитик:
Лидерами являются однозначно Соединенные Штаты Америки, второе место – Российская Федерация, на третьем месте Китайская Народная Республика. С этой точки зрения ориентация на стратегического партнера, надо тут отметить, что ни одна страна в мире не может производить и комплектующие, и локализовать в виде готового изделия. Таких компетенций никто не имеет. Поэтому выбор в качестве партнера второй страны в мире в этом направлении – Российской Федерации – не только обоснован, имеет и перспективу роста, в том числе для дальнейшего развития белорусской авиационной промышленности.
Тесные кооперационные связи с Россией не только в гражданской авиации, но и в оборонке. На неделе в нашу страну прибыла партия многофункциональных самолетов Су-30СМ2.
Подробности в видео.