Чем грозят забастовки на крупных предприятиях и почему не бастуют на «Марко». Отвечает директор холдинга

Новости Беларуси. Представитель белорусского бизнеса поделился мнением о ситуации в стране, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Интервью Николая Мартынова, директора холдинга «Марко». Как он видит ситуацию с позиции представителя делового сообщества, кому нужны забастовки на крупных предприятиях и почему не бастуют на «Марко»?

Эти потери кто возместит завтра? Бастующие или те, которые из-за бугра раскачивают обстановку?

На ваш взгляд, как все эти события повлияли на бизнес? Я имею в виду в целом по стране.

Чем грозят забастовки на крупных предприятиях и почему не бастуют на «Марко». Отвечает директор холдинга-1

Николай Мартынов, директор кожевенно-обувного холдинга «Марко»:
Думаю, что эта ситуация в любом случае на бизнес и сейчас влияет. Я думаю, что сейчас мы еще до конца не осознаем и не понимаем, потому что он как маховик раскрутится. Это, скажем, и те же продажи, и связи с Европой, потому что много уже было. Кроме российского рынка, у нас европейские страны были уже. Сегодня мы видим, что все охладели. Сегодня где-то есть прогноз, что якобы полмиллиарда долларов уже косвенных или прямых убытков есть. Но я думаю, что гораздо будет больше. И поэтому я считаю, что вмешательства, особенно извне, – они должны ответственно к этому подходить и взять на себя уже обязательства: будут они потом оплачивать миллиард или два вот этих убытков стране? Это же не пострадал какой-то один человек, страдает народ и в целом бизнес. Мы видим, что это все подогревается и раскачивается извне.

Чем грозят забастовки на крупных предприятиях для экономики страны?

Николай Мартынов:
Мы же видим, за какие предприятия оппозиция или организаторы взялись. За ведущие предприятия экономики. «Белкалий». Да, если он – даже по дням – не поработает день-два или неделю (сегодня вакуума в бизнесе не бывает, он заполняется тем или другим), это заполнят наши партнеры. И не исключено, что это и делается для того, чтобы освободить немножко для другого бизнеса, не белорусского, рынки сбыта. Это очевидно. Вот эти потери кто возместит завтра? Бастующие или те, которые из-за бугра раскачивают обстановку? Нет, конечно. Я думаю, что нет. Но хотя, по правде, я бы в международный суд подал бы на 5-10 миллиардов, допустим, этих убытков. Потому что это минимум год наша экономика будет лихорадиться. Минимум.

Чем грозят забастовки на крупных предприятиях и почему не бастуют на «Марко». Отвечает директор холдинга-4

Самое главное, что нужно понимать – это осознанно или это кем-то навязывается?

То есть поэтому забастовки начались именно в ведущих предприятиях?

Николай Мартынов:
Это однозначно, потому что это бюджетообразующие предприятия, флагманы наши. Без этого экономика Беларуси будет складываться по-другому. Поэтому это однозначно. И эти как раз предприятия – одни из лидеров на мировых рынках. Тот же БезАЗ. Я считаю, что его доля лидирующая на мировом рынке. И сейчас его исключи из общемирового бизнеса – на этом порадуются немецкие, американские производители этой техники.

И мы сейчас за единую страну. Если мы расшатаем экономику, год-два мы будем ее восстанавливать. Только расшатанную. А если мы ее разорим? Мы никогда не восстановим. Поэтому это нужно понимать и отдавать себе отчет.

А если бы гипотетически бастовать начали предприятия вашего холдинга, какие меры вы бы приняли?

Николай Мартынов:
Подходили организаторы и к нашим предприятиям. Но эта работа должна проходить и проводиться до того с рабочими. Потому что все понимают, что, да, они побастуют, но компенсировать будут – даже этими деньгами, что якобы Евросоюз пообещал – не всем людям, а только организаторам. А где будут источник дохода брать наши инженеры, рабочие простые? Их источник дохода – это рабочее их место. Если его не будет, завтра этот рынок тоже займется. И потом не придешь на это предприятие, потому что оно не примет этих рабочих, потому что эта продукция уже будет кем-то заменена. Поэтому я думаю, что такую работу разъяснительную нужно проводить и до того и во время, конечно, этих процессов.

И я думаю, что сегодня все грамотные. И у нас работают все совершеннолетние. Я думаю, что, кроме проплаченных, много, конечно, молодежи, у которой сегодня юношеский максимализм. Им кажется, что если они походят немножко, то в этом и есть смысл жизни. Но это все проходит. Самое главное, что нужно понимать, – это осознанно или это кем-то навязывается? И если это осознает молодежь… Потому что взрослые люди это сразу. Вот я говорю (много с кем общаешься) – все взрослые, которые могут анализировать, что происходит, сейчас однозначно говорят: мы не туда пошли.

Минимум год будет, чтобы мы учли вот те моменты и выстроили хотя бы стопроцентное к уровню того года

В экономике тяжело будет выходить?

Чем грозят забастовки на крупных предприятиях и почему не бастуют на «Марко». Отвечает директор холдинга-7

Николай Мартынов:
Конечно, конечно. Дело в том, что, сегодня вы видите, даже та же пандемия, которая закрыла для нас российский рынок на три месяца, – это сказалось. И то, что сегодня не продал, не произвел, завтра никогда это не продашь. Мы это знаем, это естественно. Поэтому эти вопросы сегодня накладываются. Пандемия – объективной назовем ее причиной, которая влияет на экономику и сильно повлияла. И плюс вот эти политические нестабильности. Вроде бы доверие и Запада было, и американское, и с Россией у нас – мы интегрированы с бизнесом и с производством российским, очень плотно интегрированы. Поэтому это потери не только белорусские, это потери и российские будут там, где происходит интеграция. Поэтому, я думаю, что ближайший год нам будет на восстановление (после – прим. ред.) вот этой турбулентности. Минимум год будет, чтобы мы учли вот те моменты и выстроили хотя бы стопроцентное к уровню того года.