Сколько будет стоить «Освей», кто уже в очереди на крылатую машину и почему белорусы не бояться брать новые профессиональные высоты, наше интервью с главным инженером предприятия в программе «Неделя» на СТВ
Сколько будет стоить «Освей», кто уже в очереди на крылатую машину и почему белорусы не бояться брать новые профессиональные высоты, наше интервью с главным инженером предприятия в программе «Неделя» на СТВ
Ольга Коршун, СТВ:
Андрей Николаевич, наконец-то появилась информация о том, что белорусско-российский самолет будет. Об этом и премьеры заявляли и подтвердилась информация уже на неделе. На каком этапе уже сейчас работы?
Андрей Тучин, главный инженер 558-го Авиационного ремонтного завода:
Главным разработчиком данного типа самолета будет Уральский завод гражданской авиации, а мы соисполнителем работаем, в части разработки опытных экземпляров и сертификаций. А вот в части серийного производства мы уже будем, можно сказать, основным производителем гражданской версии этого самолета. Первая задача – это участие в разработке опытного самолета. Вторая задача – это подготовка серийного производства этих самолетов. И третья задача, попутно решаемая, – это производство авиационных деталей и компонентов для других самолетов, которые в России производятся и на которые есть спрос.
Ольга Коршун, СТВ:
Серийное производство будет организовано здесь, на территории вашего предприятия?
Андрей Тучин:
Да.
Ольга Коршун, СТВ:
Полностью сборка?
Андрей Тучин:
Да.
Ольга Коршун, СТВ:
Это первый такой проект?
Андрей Тучин:
Дошедший до практической реализации – первый. По нашим оценкам, чтобы окупить тот проект, о котором мы сейчас говорим с вами, нужно от 180 до 200 самолетов. Строить самолеты, вертолеты, вообще создавать свою авиационную промышленность, скажем так, это достаточно дорогое удовольствие, но это очень большой престиж для любой страны. Потому что в мире не так много стран, имеющих действительно собственную промышленность. Но я не беру гигантов. Успешные примеры, по крайней мере, Швейцария, Австрия. В Польше есть собственное производство.
Ольга Коршун, СТВ:
А теперь появится и у нас. То есть, как я понимаю, такое предложение, которое поступило вашему заводу, не стало сюрпризами и не поставило никого в тупик.
Андрей Тучин:
Это фактически реализация наших давнишних планов. Мы прекрасно понимаем, что оно в целом в плане экономики не заменит ту работу, которую мы сейчас делаем. Ремонт и модернизация техники, особенно военной, для нас остается в приоритете. Достаточно узкая ниша, которой не любое предприятие может заниматься. Мы в этих вопросах не просто компетентны, а имеем уже определенный авторитет во всем мире. Нас знают за рубежом, и эта работа востребована, поэтому мы эти возможности сохраняем, эту работу. А создание самолета, равно как и другие направления нашей деятельности, это некая диверсификация.
Ольга Коршун, СТВ:
На наших глазах происходит, можно сказать, создание самолета.
Андрей Тучин:
Сейчас отдельные детали, отдельные агрегаты нам заказывает уже главной разработчик нашего будущего самолета.
Ольга Коршун, СТВ:
Кроме нашего «Освея», еще вы принимаете участие в каких-то российских проектах?
Андрей Тучин:
Дело в том, что мы имеем контракты по изготовлению деталей для очень большого количества типов самолетов, в основном гражданского назначения. Например, мы несколько лет изготавливаем детали и комплекты агрегатов для самолета Бе-200. Бе-200 – это самолет-амфибия, уникальный в мире. Мы делаем для него такие же уникальные достаточно детали. И далеко не каждое предприятие имеет компетенции в этом вопросе.
Ольга Коршун, СТВ:
Мы уже можем назвать какую-то цифру, стоимость?
Андрей Тучин:
Все, кто создает новую технику, неважно, самолет, автомобиль или еще, должен ориентироваться на рынок. Есть самолеты аналоги. Чешский L-410, есть аналогичный самолет американский, «Цесна», есть «Пиратус» швейцарский. И сложился определенный уровень цен на рынке на эти самолеты. От 5,5 до 8 миллионов долларов. Но ориентировочная цена самолета L-410, крайняя цена на рынке, была в районе 6 с небольшим миллионов долларов. Задача ставится не привязаться к какой-то конкретной цене, а получить конкурентоспособный продукт по цене.
Ольга Коршун, СТВ:
Кроме цены, чем еще может брать наш самолет?
Андрей Тучин:
В первую очередь, конечно, это несколько улучшенные характеристики. Для нашего самолета, например, в техническом задании написано, что он должен на неподготовленные полосы, на грунтовые полосы садиться. А если здесь планируется самолет в регионах Дальнего Востока, Сибири и Севера, то там совсем даже не все подготовлены.
Ольга Коршун, СТВ:
Что касается зон, где будет эксплуатироваться наш самолет. Для каких целей теперь будут использовать?
Андрей Тучин:
Это тоже прописано в техническом задании. Ключевая фраза – многоцелевой самолет. Для десантирования, для выпуска парашютистов, для санитарных служб, для МЧС, для грузоперевозки – это само собой. Он еще должен иметь возможность перестановки на поплавковое шасси. То есть он будет садиться на воду. Очень много заложено фишек.
Ольга Коршун, СТВ:
То есть это какой-то такой универсальный самолет?
Андрей Тучин:
Универсальный самолет. И более того, у него салон должен трансформироваться достаточно быстро. За полчаса половину кресел убрал, загрузил ящиками или чемоданами.
Ольга Коршун, СТВ:
То есть если мы говорим о том, что летел он на Дальний Север, на Сибирь, мы понимаем, куда будем поставлять?
Андрей Тучин:
В России есть государственная программа развития авиации до 30 года. И там прописаны эти самолеты, сколько и какие компании хотят купить. Можно сказать, предзаказ. Эти компании некоторые уже нам начинают звонить и спрашивать: а когда посмотреть можно его?
Ольга Коршун, СТВ:
То есть, получается, потенциальные заказчики уже есть, спрос есть, интерес?
Андрей Тучин:
Есть. Вот те самолеты, о которых я говорю, там 180 самолетов, уже фактически распределены. То есть конкретно какая компания сколько купит самолетов, уже это на бумаге прописано.
Андрей Тучин:
У нас есть график, в котором спланировано до 2027 года завершить фактически подготовку серийного производства и за это же время создать опытные образцы. Пока еще чертежи не начинаем делать, поскольку нужен технический облик этого летательного аппарата. Техническим обликом занимается сейчас УЗГА. И когда он будет утвержден, а процесс утверждения по графику это сентябрь месяц, тогда только могут нам на этот самолет давать задание на разработку отдельных деталей. Это не значит, что мы ничего не делаем сейчас. Создано конструкторское бюро, которое уже сейчас проходит обучение и специализируется именно на производстве самолетов. Реализуем инвестпроект по закупке машиностроительного оборудования, станков, для того чтобы в разы увеличить количество производимых деталей. Нам обязательно нужно расширяться. И вот этот цех мы считаем маленький. Сейчас новый, который мы будем строить, почти в три раза больше этого. Соответственно, туда подобрано уже оборудование.
Ольга Коршун, СТВ:
Я бы еще хотела вот вопрос задать про подготовку специалистов. Где наши специалисты будут проходить подготовку, переподготовку?
Андрей Тучин:
Знаете, у нас на сегодняшний день есть одна хорошая идея вместе с Уральским заводом гражданских авиаций. У них есть инженерный центр, так называемый, это тоже АКБ, очень мощное, на мой взгляд. Оно находится в Москве, и его состав около тысячи человек. Наша первая небольшая группа пройдет стажировку там. То есть этих людей включат в бригады, и они будут вместе работать, перенимать опыт. Плюс мы сейчас готовим ребят, студентов нашего БарГУ в том числе, которые после третьего курса к нам устроились на работу, пять человек. Они уже сейчас работают в этом коллективе. По сути дела, они еще не закончили образование у себя. Прокачают у нас практические навыки, и мы очень надеемся, что по выпуску они останутся работать у нас.