Одно из самых современных подразделений. Как охраняют опасный участок на стыке трёх границ?
На неделе министр внутренних дел Беларуси отметил, что сотрудники милиции обеспечивают порядок по всему периметру границы, а не только на южном участке, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. А учитывая и нынешнюю обстановку, и события в Казахстане, и в Беларуси в 2020 году, было принято решение о создании нового спецподразделения, в задачи которого и входит борьба с диверсионно-разведывательными группами и незаконными вооруженными формированиями. Речь об отряде «Рысь», который, как предполагается, станет в один ряд с такими элитными подразделениями, как «Алмаз», СОБР, «Альфа».
На неделе Константин Герцев узнал, как проходит служба этих бойцов и какие задачи стоят перед ними. А еще отправился на один из самых напряженных участков нашей границы, где сходятся рубежи Беларуси, России и Украины. Этот участок неформально называют «Три сестры». Так называется монумент в честь дружбы трех славянских народов, установленный в этом месте. Долгое время он соответствовал своему предназначению. Более 40 лет здесь проходил фестиваль «Славянское единство». Но сегодня от этого, кроме воспоминаний, ничего не осталось. А символ дружбы превратился в военное укрепление.
Не успели российские солдаты водрузить знамя над бахмутским «рейхстагом» и заявить о полном контроле над уже Артемовском, борьба за который побила все мыслимые и немыслимые сроки, как украинские боевики еще раз напомнили о себе. Но уже из Белгородской области.
Вячеслав Гладков, губернатор Белгородской области России:
Возвращаться пока в свои дома, я сейчас обращаюсь к жителям Грайворонского района, которые, спасибо вам большое, покинули свои жилые дома на время, пока не стоит.
Константин Герцев, корреспондент:
Сколько диверсионно-разведывательных групп рассекретили и обезвредили в России с начала спецоперации, информация не для широких масс. Но проанализировав медиа, становится понятным, что прифронтовыми районами их деятельность не ограничивается. Только на Урале, в Тюменской и Свердловской областях, с 2022 года задержали восемь ДРГ. Деятельность одной из таких пресекли и в Беларуси в конце прошлого года, но тогда информация о планируемом захвате приграничного райцентра вызывала у белорусов лишь улыбку. Все изменил ряд терактов в Белгородской области.
На белорусско-украинской границе хоть и относительное затишье, но готовность к буре никто не отменял, тем более с момента начала спецоперации количество провокаций уже не счесть: от банальных нарушений воздушного пространства до театрализованных выходок со стороны то ли ВСУ, то ли боевиков теробороны.
Максим Мазуренко, начальник пограничной заставы «Круговец-Калинино»:
Была увеличена численность пограничных нарядов, боекомплект увеличился. Возникла необходимость повышать защищенность пограничного наряда. В результате чего и пришли к тому, что бронежилеты, шлемы стальные, пулезащищенные шлемы используем в охране государственной границы. Увеличилось применение в охране государственных границ уже с нашей стороны в пределах нашего участка ответственности беспилотных летательных аппаратов. Личный состав готовим к тому, что возможны и провокации, могут быть и вооруженные провокации, что по пограничному наряду могут и стрелять.
Застава под командованием капитана Мазуренко в прямом смысле первая антимайдановская. После событий 2014 года в Украине руководство страны приняло решение укрепить южные рубежи, тогда же в деревне Круговец-Калинино здание бывшего детсада обрело новых хозяев. Сегодня здесь чуть ли не самое современное и боеспособное подразделение белорусской погранслужбы.
– Скат-11 – скату-90 на прием.
– На приеме.
– Заря-234, проверяй.
В зоне их ответственности 15 километров госграницы, за каждым из них они наблюдают не только воочию, но и через объективы видеокамер. Поговаривают, что даже командующий, будучи в Минске, может в любой момент проверить рубежи.
Константин Герцев:
Самый горячий участок белорусско-украинского кордона – монумент «Три сестры». Своего рода фитиль пороховой бочки. С начала спецоперации не было и дня, чтобы по ту сторону двух границ не обменивались артиллерийскими и минометными ударами.
Когда-то символ дружбы, а сегодня огневая точка российской армии – пулеметное гнездо аккурат между тремя пилонами монумента – от него до украинского КПП рукой подать. Поэтому белорусские железобетонные заграждения – последний рубеж перед по факту линией фронта, где, как известно, безопасность – понятие крайне относительное.
Андрей Быченко, официальный представитель Гомельской пограничной группы:
Нами пересмотрены подходы к организации службы. Особенно упор сделан на боевой подготовке военнослужащих. То есть мы учитываем реалии, происходящие в соседней стране. Безусловно, опыт проведения каких-то боевых действий нами также учитывается. Все наши военнослужащие психологически и морально готовы отразить любую провокацию.
Казалось бы, внимание российских и украинских военных приковано лишь друг к другу, участие третьей стороны здесь совершенно ни к чему. Несмотря на это, белорусские пограничники готовы к любому повороту, будь то удар прямой наводкой или заброс ДРГ в тыл.
Максим Мазуренко:
Главная задача, которая ставится перед всеми пограничными нарядами – это выявление признаков подготовки к нарушению государственной границы. Выдвигаются наряды, у них стоит конкретная задача – выявлять эти признаки: шум подготовки техники, может, какие-то инженерные работы будут проводиться. Как правило, все эти мероприятия носят запланированный характер. Будут применяться коптеры, будет осуществляться разведка, какая-либо подготовка тех или иных участков местности, которую скрыть в непосредственной близости от государственной границы невозможно.
Новейшее оружие, дроны-камикадзе, системы против БЛПА. Чем обеспечены бойцы спецотряда «Рысь»?