«Казалось бы, небольшой развалившийся домик, но он меня почему-то так тронул». Художники из трёх стран собрались на пленэр на родине Рущица
Беларусь кистью иностранных мастеров. В программе «Минск и минчане» о том, как зимний пленэр собрал около десятка живописцев из разных уголков Беларуси, России и Молдовы.
Опытные мастера в один день и час рисуют самобытную красоту местной природы. Для творческого поиска организаторы пленэра предложили художникам окрестности Воложина – родной край белорусско-польского классика Фердинанда Рущица.
Владимир Сытченко, член Белорусского союза художников:
Это место называется Богданово, место, где он жил. Там была его мастерская. Это остатки развалин, потому что она не сохранилась. Такая задумка – дубы являются как-бы свидетелями. Я бы так хотел назвать даже картину «Свидетели» – «Сведки».
Легкие взмахи кисти, и белый холст оживает, постепенно превращаясь в настоящее произведение искусства. Диалог между художником и природой мы, простые обыватели, видим на полотне в красках. Владимир Волков уже неоднократно бывал на пленэрах в Беларуси. И вот снова здесь: с холстами, красками и единомышленниками вокруг.
Владимир Волков, член Белорусского союза художников:
Когда сюда приезжаешь, немножко другая, все-таки, аура, природа немножко другая, это чувствуется, это тоже интересно. Тем более как бы и солнце вышло, я пасмурную погоду не очень люблю, все благоприятствует работе.
Подобность этюда напрямую зависит от стиля, которого придерживаются художники. Импрессионисты стремятся к реалистичности, сторонники экспрессионизма, напротив, выражают свои эмоции, как подскажет фантазия.
Владимир Волков:
Я думаю, что реалистическое искусство – оно имеет преемственность, и оно было, есть и будет. Мы показываем мир, как создание Божие, как его Бог создал. А когда абстракционизм – это уже хаос. Это такое большое направление. Надо мир показывать такой, какой он есть.
В разных стилях художники раскрывают прелести наших пейзажей: деревня Замостяны на время стала настоящим центром живописи. Художники признаются – здесь, на природе, рука сама идет за кистью. Василий Костюченко впервые в этих местах. Говорит, что сейчас мало кто пишет этюды, но во время пленэра появляется уникальная возможность увидеть, как художники разных школ владеют искусством живописи.
Василий Костюченко, художник:
Я думаю, очень здорово, что мы соприкоснулись с этой землей, где богатая очень история, и, конечно, интересно здесь работать. Я здесь открыл для себя какую-то часть своего творчества, я думаю, что где-то я реализую это в больших работах – в современном стиле отношение человека и природы.
Дыхание зимы, седая Западная Березина, изумрудные берега. Торопливый танец кистей под аккомпанемент шепота листьев. Московский художник Сергей Борисов за мольбертом пишет пейзаж, в котором важна каждая деталь.
Сергей Борисов, член Союза художников России:
Казалось бы, небольшой развалившийся домик, но он меня почему-то так тронул, задел: вот это отражение, голубая вода, трава засохшая.
Творцы не всегда изображают природу такой, какая она есть. Мастер позволяет иначе взглянуть на обычные вещи. Холодный ветер, снег и минус на градуснике – даже самые экстремальные условия не помеха для творчества.
Сергей Борисов:
Для художника, я считаю, не бывает плохой погоды, и какие-то отговорки, что сегодня холодно или идет дождь и снег – все равно это всегда интересно – писать то состояние природы, какое есть, с натуры.
Кисть в руках мастера напоминает волшебную палочку. Художники рисуют с самого утра и до захода солнца не случайно: любые погодные изменения по-разному влияют на мотив произведения. Нужно вовремя передать свои ощущения холсту красками.
Сергей Борисов:
Художник для меня – это, прежде всего, профессионал, который получил профессиональное художественное образование. Не важно – это Суриковский институт, который я закончил, или Белорусская академия искусств – везде очень хорошая школа, хорошие педагоги были. Не бывает так, что ты выучился и ты законченный художник. Ты всю жизнь совершенствуешься, всю жизнь что-то ищешь.
История, архитектура, природа – все это вдохновляет живописцев. Красоту этих земель еще в XIX веке оценил художник Фердинанд Рущиц. В веке XXI на пленэре в честь 150-летия со дня рождения живописца художники все также очаровываются белорусской природой, и она задевает самые тонкие струны творческой души.