Спорт или бизнес: сколько стоит спорт в Беларуси, как на нем заработать и кому государство окажет поддержку

23.11.2014 - 19:29

Новости Беларуси. Успехи государства по улучшению спортивного имиджа страны очевидны. Если Беларусь как магнит притягивает не только золотые медали с чужих спортивных первенств, но и сами международные соревнования, это дорогого стоит. На Западе местные власти нередко доплачивают организаторам соревнований. Ведь они способствуют заполняемости гостиниц, увеличиваются продажи в магазинах, посещаемость ресторанов.

Большой спорт – это большой бизнес, сопоставимый с самыми доходными сферами экономики. Достаточно посмотреть на зарплаты спортсменов.

Когда-то он забрасывал мячи в корзину, сегодня финансами пополняет клубный кошелек. На паркете у игрока задача одна – набирать очки. Директору по маркетингу нужно и болельщиков на трибуны завлечь, и дополнительный заработок для клуба найти.

Александр Куль, директор Центра экономического развития и спортивного маркетинга баскетбольного клуба «Цмокі-Мiнск»:
У нас есть в спорткомплексе те же бассейн, сауна, тренажерный зал, фитнес-зал, где проводятся различные курсы, начиная от брейк-данса для детей, до йоги, пилатеса и другого. У нас есть одно работающее кафе, есть конференц-зал. В планах ‑ запустить не просто малое кафе, которое есть сейчас (это одно помещение), а уже практически на уровне кафе-ресторана.

Вместо привычных когда-то тренировок – теперь конференции по спортивному менеджменту. И бизнес-переговоры. Над имиджем и доходами флагмана белорусского баскетбола работает команда из 10 человек. Коммерческую машину, как признается Александр Куль, еще не разогнали, но уже запустили.

Александр Куль, директор Центра экономического развития и спортивного маркетинга баскетбольного клуба «Цмокі-Мiнск»:
Условия никто не создаст, их нужно создавать самим. Нельзя просто взять какие-то инструменты и сказать людям делать так, и все, пошло зарабатываться. Все это нужно брать, перерабатывать через себя, приспосабливать к обстановке, реагировать на быстро меняющиеся внешние факторы.

Заработки «Цмоков» пока не достигли драконовских масштабов, но планку, предложенную государством, изо всех сил стараются держать.

Александр Куль, директор Центра экономического развития и спортивного маркетинга баскетбольного клуба «Цмокі-Мiнск»:
Это достаточно реально, но это огромнейший объем работы. Мы выходили максимум на 25-30%. То есть нужно искать еще дополнительные варианты заработать деньги.

Аналогичная ситуация в игровых видах и у соседей. Московский ЦСКА – команда с, пожалуй, самой дорогой билетной политикой в российском баскетболе. Живет в основном за деньги горно-металлургической компании. 

Максим Садовников, начальник коммерческого отдела баскетбольного клуба ЦСКА (Москва):
То, что большинство клубов тратят больше, чем зарабатывают – это, к сожалению, такая тенденция.

Другое дело – НБА.

Максим Садовников, начальник коммерческого отдела баскетбольного клуба ЦСКА (Москва):
Все клубы частные, нет ни одного клуба, который принадлежит городу или имеет государственный капитал. От руководства идет задача не только завоевать трофей, но и повысить финансовую эффективность. 

Такая модель, понятное дело, гораздо эффективнее. Но в наших странах исторически сложилось по-другому.

Максим Садовников, начальник коммерческого отдела баскетбольного клуба ЦСКА (Москва):
В наших реалиях ситуация несколько другая. Это чаще всего какие-то политические либо социальные проекты, в которых место бизнесу отводится по остаточному принципу.

Валерий Гореликов, директор спортивно-маркетингового агентства (Минск):
Те годы, которые были выстроены до этого через финансирование через государственные структуры, породили такое отношение. Я думаю, что тот меседж, который идет от государства клубам, его нужно услышать и перестроиться менеджменту по поиску новых возможностей, новых инструментов для существования на этом рынке.

Государственную поддержку должны получать только те, кто показывает результат и зарабатывает сам. 

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Условия есть, и эти условия надо ужесточать с каждым годом, дабы исключить всякое финансирование клубов (они у нас коммерческие фактически) из госбюджета. Потихонечку к этому надо идти, как я вам когда-то говорил. Будут результаты – мы оперативно в бюджете найдем деньги, чтобы отблагодарить спортсмена или организацию.

Как подстегнуть клубы к самофинансированию, на этой неделе обсуждали на совещании у главы государства. 

Сколько заработали сами – столько получили из госказны. Такую формулу предлагает Министерство спорта.

Александр Лукашенко:
Мне очень часто говорят: «Ах, вот если мы сейчас вот не окажем поддержку тому или иному клубу, он погибнет, спорт этот заглохнет». Пусть погибают и пусть глохнут. Публично вам об этом говорю. Нам просто любительство (аматарства, як у Беларусі кажуць) не нужно финансировать. Я люблю спорт, помощник мой любит спорт, все сидящие любят спорт. Кто плавает, кто бегает. Мы что, за это деньги получаем? За свои плаваем, бегаем, прыгаем.

Футбольному клубу «Днепр» более полувека. В этом сезоне болельщиков не радует – последняя строка турнирной таблицы Высшей лиги. Чтобы увеличить процент самоокупаемости, пояса пришлось затянуть потуже.

Дмитрий Калачев, заместитель генерального директора футбольного клуба «Днепр» (Могилев):
Мы здесь крутимся на местном уровне как можем. Как можем выживаем. Жизнь заставляет отказываться от дорогостоящих футболистов, уменьшать зарплаты, как это ни прискорбно звучит, и переходить на более реальные методы существования.

На балансе клуба – два авторынка и рынок питания. В аренду сдают все, что могут. К такой непривычной деятельности привыкать тяжело.

Дмитрий Калачев, заместитель генерального директора футбольного клуба «Днепр» (Могилев):
Даже наши предприятия сегодня не настолько богаты, чтобы оказывать нам помощь. Приходится товар у них просить, чтобы самим реализовывать. Это не так легко. Все-таки мы спортивный клуб, мы должны заниматься в первую очередь спортивной составляющей, а не бизнесом. Если бы занимались бизнесом, то не были спортивным клубом, мы бы себя свободно окупали.

Кроме 12 команд Высшей лиги 16 – в Первой и 24 – во Второй. Итого – более полусотни футбольных клубов в стране. Подавляющее большинство без львиной доли господдержки свою жизнь не представляет.

Валерий Гореликов, директор спортивно-маркетингового агентства (Минск):
Если клуб будет ставить вопрос эффективности на одно из ведущих мест, то, соответственно, не будут завышены бюджеты, и отдача денег, которые будут вложены, будет другая. Соответственно, и заработки будут другие, и помощь будет от бизнеса и государства соответствующая.

Вкладывать в клубы, не получая отдачи, государство не будет. Другое дело – детский спорт. Обязанность команд – тратить определенный процент от заработка на подрастающее поколение – к слову, прописана законом.

Михаил Мустыгин, тренер футбольного клуба «Динамо-Минск»:
Все у нас бесплатно, содержит минское «Динамо».

Мустыгины в «Динамо» – это целая династия: отец, сын и внук. Когда-то Мустыгин-старший в составе «бело-голубых» прославлял семейную фамилию. Сегодня его сын и внук растят подрастающую смену, чтобы прославлять уже «динамовское» имя. Основа наших сборных – воспитанники этой школы.

В «Динамо» хорошо понимают: вырастить великих футболистов – это не просто гордость, но еще и выгода.

Михаил Мустыгин, тренер футбольного клуба «Динамо-Минск»:
Если будет своих воспитанников выпускать академия, то мы закроем, наверное, процентов 70, а то и 80% бюджета минского «Динамо». Это огромнейшее подспорье, чтобы мы никого не возили, не привозили, а свои футболисты, мало того, что должны играть в основе минского «Динамо», мы должны еще продавать куда-то и зарабатывать деньги.

Это награды хоккеистов. Правда, сражались за них не на льду, а на траве. Процент самоокупаемости – в соответствии с бизнес-планом. К заветным 50% уже близки. На потребности команды работает и гостиница, и парковка, и тренажерный зал.

Анатолий Новицкий, директор спортивного клуба «Строитель» (Брест):
Мы каждый год чем-то прирастаем. Построили центр здоровья, открыли впервые в Брестской области новое направление – фитнес для мужчин. Оно очень пользуется популярностью среди мужчин. Поэтому нам приносит определенные доходы.

У каждого вида спорта, конечно, свои затраты. Одному такой прибыли хватит, для другого – это капля в море. Но и аудитория разная. Там, где выше популярность, больше и возможности рекламы. Гандбол – в золотой середине. Один из белорусских лидеров – брестский клуб имени Мешкова, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Владимир Талашкевич, специалист по маркетингу брестского гандбольного клуа им. Мешкова:
В текущем розыгрыше Лиги чемпионов заполняемость трибун у брестского гандбольного клуба на домашних матчах составила порядка 89%. 289 миллионов составила аудитория Лиги чемпионов в прошлом году. Большой плюс для спонсоров и возможность продвигать свои интересы через клуб.

За последние полтора года, именно столько действует в первой редакции Указ, призванный стимулировать самофинансирование в спорте, государственную поддержку получили около сотни клубов. Но многие из них не дотянули даже до 20% самоокупаемости.

Как еще запустить механизм спортивного маркетинга – очередные предложения на рассмотрении у главы государства. Фундамент успешного развития в Беларуси создан. Дальше – работа бизнес-планов. Деньги в спорте нужно не получать, а зарабатывать.

Loading...


Здесь можно проводить международные соревнования. Чем хорош новый бассейн в Могилёве, рассказали сами спортсмены



Новости Беларуси. Новый кардиоцентр в Могилеве – долгожданный объект. Его открытия ждали не только пациенты, но и сами медики, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Не меньше эмоций и у жителей одного из микрорайонов Могилева. Речь о новом многофункциональном спортивном комплексе. Но и тут есть связь с Александром Лукашенко. Именно он поддержал стройку, когда объект превратился в долгострой. В 2020 году процесс сдвинулся с мертвой точки.

Стройплощадка превратилась не в гребную базу, как это планировалось, а в большой современный комплекс.

Почему операционные могилевской больницы сравнивают с космическим кораблем, читайте здесь.

Виктория Ходосок, политический обозреватель:
Открытие спортивного комплекса, будь то в большом или маленьком городе (место неважно), – всегда событие. Ведь ЗОЖ нынче в моде. Новый спортивный комплекс в Могилеве долгожданный. Особенно 50-метровый бассейн. Он соответствует всем международным стандартам FINA. И здесь вполне можно проводить международные турниры.

Злата Шубодерова:
Вообще, бассейн очень красивый. Как в других городах, допустим, в Бресте, мне кажется, даже лучше. Также есть табло, на котором будут, наверное, показывать результаты. Это тоже очень хорошо (а не когда называют). Вода нормальная, глубина стандартная, то есть нигде нет глубже, мельче. Тоже очень хорошо, потому что когда мелкое дно, стоять как-то не очень.

В новом бассейне ребята будут усиленно тренироваться ради будущих наград и, как оказывается, ради победы своих же страхов.

Мария Омарашвили:
Побед у меня мало. Над собой много побед. Стараюсь победить страх, волнение. Это очень тяжело, но уже получается. Со страхом борюсь – настраиваю себя, что «просто постарайся, просто поработай, не смотри ни на кого, просто соревнуйся и плыви».  

Все подробности рабочей поездки Президента в Могилев читайте здесь.