Он рассказал про подвиги партизан и судьбу простого человека. Почему этот автор так много писал про войну?

29.10.2021 - 13:55

Его произведения не могли не быть замечены кинорежиссерами. Иван Шамякин стал обладателем самой престижной премии. Народный писатель, который творил для своих читателей. В документальном проекте «Тайны Беларуси» мы расскажем о самых счастливых годах жизни Ивана Шамякина и о том, как в одно мгновение для него все остановилось. К 100-летию народного писателя.

Иван Шамякин начал публиковаться в армейских газетах и написал в землянке при керосиновой лампе свой первый рассказ.

Татьяна Шамякина, дочь Ивана Шамякина:
Ён вярнуўся ў 1946 годзе з Германіі. Іх дывізіён пераводзілі з Мурманску, пасля з Фінляндыі, пасля ў Польшчу, а з Польшчы ў Германію, і ён сустрэў перамогу каля Берліна, 30 кіламетраў. І вось як раз гэтыя падзеі апісаны ў першай аповесці «Помста». Яна была надрукавана ў часопісе «Полымя». Пасля вайны, у 1946 годзе, яго дэмабілізавалі, і ён прыехаў, вярнуўся да жонкі і дачкі, якія перажылі акупацыю. Акупацыя ў Гомельскай вобласці была меншая, чым у іншых рэгіёнах Беларусі, у 1943 годзе вызваленая, але ён два ці нават больш гады не ведаў нічога пра лёс жонкі і дачкі.

Елена Сузько, кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусской и русской филологии филологического факультета Мозырского государственного педагогического университета имени Ивана Петровича Шамякина:
Бясспрэчна вялікае значэнне мае творчасць Івана Пятровіча Шамякіна пры патрыятычным выхаванні моладзі. Адно з цэнтральных месцаў у яго творчасці займае тэма Вялікай Айчынная вайны і ў прыватнасці партызанскай барацьбы беларускага народа супраць нямецка-фашысцкіх захопнікаў. Гэта, як нам падаецца, адзін з найлепшых прыкладаў таго, як можна выхаваць маладое пакаленне на прыкладзе гераічных учынкаў нашых продкаў, як стварыць, актывізаваць іх грамадзянскую пазіцыю. Тым больш, што ў творах Івана Пятровіча Шамякіна гаворка ідзе пра найбольш складаны перыяд у гісторыі Беларусі, маецца на ўвазе перш за ўсё партызанская барацьба, у якой прымалі ўдзел не толькі прафесійныя вайскоўцы, але і звычайны беларускі народ.

Еще одно произведение Ивана Шамякина военного периода – «В снежной пустыне». В этой повести автор рассказывает о подвиге летчиков Северного флота, где воевал в первые месяцы войны. Она была написана в 1944 году, а опубликована только через два года.

Татьяна Шамякина:
Апавяданне «У снежнай пустыні» і аповесць «Помста», якая сапраўды аказала вялікі ўплыў на яго лёс, таму што яе высока ацанілі старэйшыя пісьменнікі, у прыватнасці Міхась Лынькоў, і прынялі яго ў Саюз пісьменнікаў Беларусі.

Еще во время учебы в педагогическом институте Иван Шамякин занимался поиском материалов для романа о белорусских партизанах. Во многом ему помогла его жена, Мария Филатовна, которая пережила оккупацию в деревне Терюха.

Алла Жердецкая, доцент кафедры белорусской и зарубежной литературы филологического факультета Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка:
Пасля вайны, у 1948 годзе Іван Шамякін напісаў раман «Глыбокая плынь», у якім адкрываў партызанскую тэму ў беларускай літаратуры. Наватарскай у творы з’яўляецца спроба паказаць масавы гераізм простых людзей.

Одним из самых масштабных произведений в белорусской литературе о войне можно назвать пенталогию «Тревожное счастье».

Читайте также:

Он потратил все деньги на автомобиль, хоть и не умел водить. Что ещё вы могли не знать об Иване Шамякине?

Преподавал немецкий и работал председателем Верховного Совета. Кем был Иван Шамякин не за писательским столом?

Они познакомились в 5 классе и прожили вместе 58 лет. Невероятная история любви Ивана Шамякина и его жены

Loading...


Страшно понимать, что люди стёрты с лица земли. В Могилёвской области дети сделали макеты сожжённых во время войны деревень



Новости Беларуси. Год исторической памяти открыл Могилев. Площадкой для официального старта стал областной художественный музей Масленикова, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.  

К вниманию гостей сразу несколько выставочных проектов. Форматы экспозиций словно соединяют века – от возрожденной фрески до голограммы. Среди арт-объектов и экспонаты, сделанные руками детей. Могилевские школьники воскресили из бумаги и других материалов 60 сожженных деревень области.  

Крохотные окошки, пластилиновые человечки и крыши из льняных ниток. Макет деревни Дубинка Могилевского района – это коллективная работа учеников вендорожской школы. История, современные исследования и творчество. В руках детей сожженная карателями деревня Дубинка оживает на куске пластика. Здесь все – от расположения и формы домиков до масштабов местной фермы – максимально приближено к довоенному облику населенного пункта. Чтобы добиться такого эффекта, и ребятам, и взрослым пришлось постараться.  

Валерия Мякшанова, ученица вендорожской средней школы:  
Мы с моим учителем истории нашли даже очень старую книгу 1937 года, где были нарисованы эти дома до войны. Тем более у нас есть свидетельница тех событий, жительница, которая жила в Дубинке, Петровская Александра Тихоновна. Мы поехали к ней, она нам рассказала, как выглядела Дубинка. И мы вот по ее воспоминаниям, по ее рассказам уже начали составлять этот макет.  

Вячеслав Орловский, директор вендорожской средней школы:  
Такие проекты, занятия именно историей родного края, изучение подвигов, умение что-то сделать своими руками, они же здесь и учились чему-то, – это очень важно, это им поможет в будущей жизни и в воспитании, и в становлении как граждан нашей страны.  

Анатолий Исаченко: «Некоторые деятели пытаются по-другому говорить о Великой Отечественной войне». Читайте здесь.

Руками школьников созданы макеты 60 деревень, сожженных фашистами во время Великой Отечественной войны. И это меньше половины сел Могилевской области, которые постигла трагическая участь Хатыни. Детские работы стали частью большой экспозиции, и многих гостей выставки именно они тронули до глубины души.  

Дарья Воронова, жительница Кличевского района:  
Я сама из Кличевского района, и я увидела здесь работу «Деревня Антоновка». Мне просто интересно было посмотреть, что такая деревня была, и страшно, что уже нету. Страшно понимать, что все люди, которые там жили, просто уже стерты с лица земли.